Россия. Искусство и культура. Искусство. 2000-е – начало 2020-х годов
Иску́сство Росси́и 2000-х – нача́ла 2020-х гг., период в истории искусства России.
Архитектура
В 21 в. продолжают появляться сооружения в русле постмодернизма, порой близкие к китчу (постройки в т. н. лужковском стиле 2‑й половины 1990‑х – 2000‑х гг. в Москве и прочее), хай-тека, имитации различных исторических стилей. Однако с 2000‑х гг. получает всё большее распространение неомодернизм, в российской версии использующий также и отечественное наследие – архитектуру авангарда 1920‑х гг. и советского модернизма 2‑й половины 1950‑х – 1980‑х гг. К его показательным ансамблям относится район улицы Остоженка в Москве. Среди ведущих мастеров – В. И. Плоткин (бюро ТПО «Резерв»), Ю. Э. Григорян (бюро «Меганом»), С. А. Скуратов, Е. В. Асс, М. Д. Хазанов, Т. Б. Кузембаев, Н. Г. Тютчева (бюро «Рождественка»), Е. Н. Пестов, А. Н. Каменюк, В. Ф. Быков, В. В. Никишин, Б. Г. Тарасов, С. В. Горшунов, А. Б. Дехтяр, архитектурные бюро «Остоженка», «Студия 44», Asadov, Speech, Totement/Paper, «А‑Б студия», ABD architects, «Земцов, Кондиайн и партнёры», «Архитектурная группа ДНК», «Сити-арх», Atrium, Wowhaus, «Цимайло Ляшенко и партнёры», «Витрувий и сыновья». В 2010-х – начале 2020-х гг. также работают архитекторы следующего поколения: бюро Buromoscow, Citizenstudio, Megabudka, Katarsis Architects, «Хора», Rhizome, Form, «Хвоя», Nowadays, Wall, «Практика», мастерская А. В. Никифорова и др.
Идёт высотное строительство (небоскрёбы международного делового центра «Москва-Сити», башня «Исеть» в Екатеринбурге и др.), порой нарушающее панораму исторических городов: например, вызвавший общественный протест и оставшийся нереализованным проект небоскрёба «Охта-центр» («Газпром-сити») в Санкт-Петербурге (вместо него на другом участке в 2012–2018 построен «Лахта-центр», оба проекта – британское архитектурное бюро RMJM, и др.).
Острой проблемой остаётся сохранение архитектурного наследия России, как в городах, где порой историческая застройка утрачивается целыми кварталами и районами, так и в сельской местности (усадьбы, церкви и т. д.). Особенно часто погибают ценные постройки советского периода; так, широкий общественный протест вызвал снос в 2016 г. здания Таганской автоматической телефонной станции на Покровском бульваре в Москве (1929, архитектор В. С. Мартынович). Однако появляются и продуманные проекты реконструкции застройки прошлых веков, дающие такой застройке новую функцию, в первую очередь – разработанные для промышленных зон, но также для конторских и других сооружений: Artplay (бывшая фабрика «Красная роза»; 2004–2006, архитектурное бюро «Рождественка»; не сохранился), «Даниловская мануфактура» (2012 и 2014, бюро «Сити-арх»), «Фабрика Станиславского» с театром «Студия театрального искусства» (2007) и комплекс бывшей фабрики «Большевик» (2016; оба – британское бюро John McAslan + Partners), флигель «Руина» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева (2017) и Музей Павла и Сергея Третьяковых (2021, в составе Третьяковской галереи – ГТГ; оба – бюро «Рождественка»; все – в Москве), офисный центр в бывшей мельнице И. А. Зарывнова в Оренбурге (2014, бюро T+T Architects), Волго-Вятский филиал Государственного центра современного искусства в здании Арсенала в Нижегородском кремле (2011 и 2015, архитектор Е. В. Асс и др.), выставочный комплекс Государственного Эрмитажа в здании Главного штаба К. И. Росси (2014, бюро «Студия 44»), реконструкция Новой Голландии Ж.-Б. Валлен-Деламота (2016, нидерландское ландшафтное бюро West 8 и российское – ludi architects; реновация отдельных сооружений шла до 2020), комплекс «Севкабель Порт» (2018, архитектурное бюро «Хвоя»), общественное пространство в Никольских рядах (2021, архитектурное бюро Katarsis Architects; все четыре – в Санкт-Петербурге) и многие другие. Среди знаковых проектов также реставрация и реконструкция важнейшего памятника авангарда – дома Наркомфина в Москве (2020, архитектурное бюро «Гинзбург Архитектс»), железнодорожного вокзала в Иваново (2020, архитектурное бюро Faber Group), исторического кладбища Кырхляр в Дербенте (2021, архитектурное бюро «Практика»), сооружений советского модернизма – концертного зала «Юпитер» в Нижнем Новгороде (2019, архитектор С. В. Горшунов) и Дворца культуры в Железноводске (2019, бюро Archiproba Studios).
О тенденциях развития культовой архитектуры см. в статье «Россия. Искусство и культура. Искусство. 2-я половина 20 века».
Важной чертой архитектурной жизни 2000‑х гг. было активное участие в ней ведущих зарубежных архитекторов, чьи проекты для России вызывали активные профессиональные и общественные дебаты, однако редко оказывались реализованы. Так, проект 2‑й сцены Мариинского театра в Санкт-Петербурге первоначально разработал американский архитектор Э. О. Мосс (2001–2002), в 2003 г. был проведён широкий международный конкурс, завершившийся победой Д. Перро (Франция), однако уже в процессе строительства его проект оказался в 2008 г. заменён на вариант канадского бюро Diamond Schmitt Architects (реализован в 2013), в отличие от предыдущих версий весьма скромный по своему архитектурному решению. Масштабные проекты для разных городов России создали британские мастера Н. Фостер и Д. Чипперфилд, нидерландское бюро UNStudio и многие другие зарубежные специалисты. Из многочисленных замыслов 2000‑х гг. были воплощены школа управления «Сколково» (2010, британский архитектор Д. Аджайе), вилла Capital Hill (2011) и бизнес-центр Dominion Tower (2015; оба – архитектор З. Хадид; все – в Московском регионе), проекты нидерландского архитектора Э. ван Эгераата в Сургуте и Ханты-Мансийске, новый терминал петербургского аэропорта Пулково (2014, архитектор Н. Гримшоу из Великобритании), курортный комплекс Mriya в Ялте (2014, архитектурное бюро Н. Фостера), стадион «Санкт-Петербург» (2017, архитектор Кисё Курокава и др.), штаб-квартира «Русской медной компании» в Екатеринбурге (2020, архитектурное бюро Н. Фостера).
Важным региональным центром в этот период стала Пермь: проект превращения речного вокзала в Государственный музей современного искусства PERMM (2008, бюро «Меганом»), мастер-план Перми (2008, нидерландское бюро KCAP Architects & Planners), международный конкурс на проект здания городской художественной галереи (2010, победители – швейцарский архитектор В. Ольджати и российский архитектор Б. В. Бернаскони), конкурс на проект новой сцены городского Театра оперы и балета (2010, победитель – Д. Чипперфилд). Широкое международное внимание привлёк конкурс на план развития Московской агломерации (2012).
В 2010‑х – начале 2020-х гг. архитектурная активность, ранее сосредоточенная преимущественно в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, охватила и другие регионы. Появились музейные комплексы (экоцентр «Нуви-ат» в г. Белоярский в Ханты-Мансийском автономном округе, 2010; музей «Новый Иерусалим» близ Истры, 2013, оба – бюро «Сити-арх»; «Ельцин-центр» в Екатеринбурге, 2015, архитектор Б. В. Бернаскони; музей «Куликово поле» в Тульской области, 2016, архитектор С. В. Гнедовский и др.; музей и хранилище коньячного завода «Альянс‑1892» в Черняховске, 2016, бюро Totement/Paper), музейный комплекс «Зоя» памяти З. А. Космодемьянской в деревне Петрищево в Рузском городском округе Московской области (в составе музея «Новый Иерусалим»; 2020, архитектурное бюро A2M). Возведены спортивные сооружения («Арена-Омск», 2007, бюро AMR; Дворец водных видов спорта в Казани, 2013, бюро Speech; спортивные объекты XXII Олимпийских зимних игр в 2014 в Сочи; стадион футбольного клуба «Краснодар», 2016, немецкое бюро GMP, и арены 21-го чемпионата мира по футболу в 2018, Центр водных видов спорта в Лужниках в Москве, 2019, бюро UNK project). Построены аэропорты (Курумоч в Самаре, 2015, бюро Nefa architects; Большое Савино в Перми, 2017, и Гагарин в Саратове, 2019, оба – архитектурное бюро Asadov; Платов в Ростове-на-Дону, 2017, британское бюро Twelve Architects и российская мастерская Nefa architects, и др.). Среди знаковых построек также офисная башня компании «Татнефть» в Альметьевске (2020, бюро «Арканика»), крематорий в Воронеже (2020, архитекторы П. Стефанов, О. Яковлева), центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора» в Задонском районе Липецкой области (2021, бюро Megabudka).
Как отдельное направление возникли культурно-коммерческие проекты в сельской местности: галерея и резиденция для художников «Гридчинхолл» в селе Дмитровское городского округа Красногорск в Московской области (2009, автор проекта – С. А. Гридчин при участии бюро «Ефремов и партнёры», и др.), пример экологической архитектуры – гостиничный комплекс Welna в окрестностях Тарусы (2014, «Мастерская братьев Зубковых»), образец строительства из дерева – комплекс «Болотов.Дача» в Тульской области (2016, архитекторы А. А. Гончаров, И. И. Митин), научно-творческая резиденция «Чехов#Api» близ г. Чехов (2016, бюро «Меганом»), база отдыха «Изумрудное» в Нижегородской области (2010–2016, архитектор С. В. Горшунов) и др. На реке Угра, в деревне Никола-Ленивец Дзержинского района Калужской области возник одноимённый арт-парк; его развитие связано с ежегодным фестивалем «Архстояние» (с 2006, изначальные организаторы – художник Н. В. Полисский, архитектор В. М. Щетинин и др.), в рамках которого создаются временные и постоянные объекты, сочетающие в себе свойства архитектуры, скульптуры, лэнд-арта, инсталляции: «Сарай» (2006, Ю. Э. Григорян), «Штаб» (2017, арт-группа «Алыча»), «Бобур» (2013, Н. В. Полисский) и многие другие.
В 2010‑х – начале 2020-х гг. в России проектируются и строятся города – центры науки, образования и высокотехнологической промышленности с развитой инфраструктурой: инновационный центр «Сколково» под Москвой (2010, мастер-план – бюро AREP; архитекторы отдельных зданий – Б. В. Бернаскони, Herzog & de Meuron, «БРТ РУС», UNK project и др.); город-спутник Казани Иннополис (с 2012, мастер-план – сингапурское бюро RSP Architects Planners & Engineers совместно с российским проектным институтом «Казанский Гипронииавиапром имени Б. И. Тихомирова», проекты зданий – RSP Architects Planners & Engineers и российское бюро Innopolis Architect) и др. «Технополис GS» в Гусеве (Калининградская область) – пример полностью частного проекта такого типа (c 2007, бюро «Астрагал-дизайн»).
В первые десятилетия 21 в. всё большее значение приобретают создание новых и реконструкция существующих общественных пространств. Стимулом для этой тенденции во многом стало успешное обновление московских парков (Парк Горького, с 2011, бюро Wowhaus, британское бюро LDA и др.; Сад имени Н. Э. Баумана, 2012, бюро Wowhaus; Гончаровский парк, 2013, бюро «Меганом», и др.) и набережных (Крымская, 2013, Воробьёвская, 2013–2014, обе – бюро Wowhaus, и др.). КБ «Стрелка» разработало сводный стандарт благоустройства улиц и площадей Москвы (2015–2016), выступило администратором и соразработчиком многочисленных проектов для центра столицы в рамках программы «Моя улица» (2015–2017): реконструкция Тверской улицы (2016, нидерландское бюро West 8), улицы Новый Арбат (2016, немецкое бюро Topotek 1 и «Цимайло Ляшенко и партнёры»), Хохловской площади (2017, французское бюро Djao-Rakitine) и др. С 2017 г. началась работа над общественными пространствами городов России, причём параллельно с программой под управлением КБ «Стрелка» и АИЖК (с 2018 Дом.рф) реализовался план Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. В эту тенденцию вписывается открывшийся в 2017 г. новый московский парк «Зарядье» (американские архитекторы Diller Scofidio + Renfro и Hargreaves Associates, российское бюро Citymakers): он включает в себя ландшафты разных климатических зон России, здание концертного зала «Зарядье» (архитектурное бюро ТПО «Резерв», архитектор С. О. Кузнецов) и другие сооружения.
Крупномасштабная программа преобразования общественных пространств Республики Татарстан (начата в 2015; охватывает более 300 объектов, в том числе набережную озера Кабан, очереди завершены в 2018, 2020, 2022, архитектурное бюро Turenscape из КНР и российская мастерская MAParchitects; площадь Азатлык в г. Набережные Челны, 2020, нидерландское бюро DROM, КБ «Стрелка») отмечена в 2019 г. международной Премией Ага Хана в области архитектуры. Среди других проектов – благоустройство исторического центра Тулы (2018, бюро Wowhaus), территории Нижегородской ярмарки (2021, бюро Megabudka), смотровая площадка на Николаевской сопке в Красноярске (2021, бюро «Проектдевелопмент»). Парк у стадиона футбольного клуба «Краснодар» в одноимённом городе (2017, немецкое бюро GMP) и Нагорный парк во Владивостоке (очереди завершены в 2021 и 2022, владивостокское бюро Concrete Jungle) – примеры высококачественного благоустройства как частной инициативы.
Важное значение для современной архитектуры России имеют фестивали «Зодчество» (с 1992, Москва), «Арх Москва» (с 1995), «Золотая капитель» (с 1996, Новосибирск), биеннале «Архитектура Петербурга» (с 2007), Московская архитектурная биеннале (с 2008), Московский урбанистический форум (с 2012), а также премии «АрхиWOOD» (с 2010; сооружения из дерева), «Приметы городов» (2016; региональная архитектура) и др.
Российские архитекторы участвуют в рамках национальной экспозиции в архитектурной Венецианской биеннале, где специальными премиями жюри были отмечены выставки «i‑city» об инновационном центре «Сколково» (2012, кураторы С. О. Кузнецов, С. Э. Чобан и др.; с использованием QR-кодов как содержательных и декоративных элементов) и «Fair Enough» – о ключевых концепциях российской архитектуры 20 в., представленных в виде коммерческой «ярмарки» (2014, кураторы А. А. Кальгаев, Б. Макгетрик, Д. В. Парамонова).
Российские архитекторы широко занимаются выставочным дизайном (Ю. И. Аввакумов, Е. В. Асс, К. Е. Асс, Н. И. Корбут и др.).
Открываются новые образовательные учреждения: Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» (функционирует с 2010), Высшая школа урбанистики имени А. А. Высоковского (в составе Высшей школы экономики; с 2011), Московская архитектурная школа (МАРШ; с 2012; все – в Москве).
Изобразительное искусство
Художественная среда в этот период во многом сформирована продолжающими работать мастерами 2‑й половины 20 в. Среди них – крупные фигуры московского концептуализма, многие из которых сохраняют верность методам, выработанным в прошлом столетии: соединяет живопись и текст В. Д. Пивоваров (так работал и Н. Ф. Алексеев), текст как основу произведения трактуют Ю. Ф. Альберт, А. С. Филиппов (1959–2022), совместно создают инсталляции И. Г. Макаревич и Е. В. Елагина, творчеством на границе разных жанров занимаются А. В. Монастырский, В. А. Захаров, И. И. Нахова, В. А. Скерсис. Характерные черты концептуализма – поиск границ искусства, главенство контекста над текстом, комментария – над объектом комментирования, соавторство зрителя как итог конструирования работы, свобода в выборе средств творчества – оказались востребованы и в начале 21 в.: П. В. Пепперштейн работает в близкой Пивоварову манере, наследниками методов московских концептуалистов можно считать создающих инсталляции группу «МишМаш», Яна Гинзбурга (Я. А. Тамковича), А. А. Жиляева, Дарью Правду (Д. Хлапову). Авторами тотальных инсталляций выступают члены краснодарской группировки ЗИП, разрабатывающие тему «параллельной» истории искусства. С текстом в традициях Ю. Ф. Альберта работают К. В. Лебедев (Кирилл Кто) и Егор Крафт. К новой для отечественного искусства идее «концептуализации» этнического содержания обращается Т. О. Махачева, которая создаёт «музеи» дагестанской культуры средствами видео-арта, реди-мейд и т. д.
Другое ключевое для российского искусства 2‑й половины 20 в. направление – акционизм – переживает в начале 21 в. своего рода смену поколений: часть его видных участников переходят к иным практикам. Так, О. Б. Кулик обратился к скульптуре, фотографии и занимается объектами, хотя в 1990‑х гг. был наиболее значимым отечественным акционистом и его работы серии «Человек-собака» до сих пор вдохновляют различные произведения искусства (например, шведский кинофильм «Квадрат», 2017, режиссёр Р. Эстлунд, Золотая пальмовая ветвь 70‑го Каннского кинофестиваля); А. Ф. Осмоловский создаёт намеренно аполитичные и нейтральные объекты. Другие представители акционизма продолжают работать в прежнем ключе (О. Ю. Мавроматти, А. С. Тер-Оганьян, С. И. Пахомов). Новое поколение акционистов и арт-активистов продуцирует работы – громкие высказывания, указывающие на социально-политические проблемы общества (группы «Война», «Бомбилы», Pussy Riot, а также П. А. Павленский, А. А. Лоскутов, А. С. Николаев, А. Г. Галкина). «Представление» (перформанс, хеппенинг и прочее) как основной метод использовали многие художники (Г. И. Виноградов, О. И. Кройтор, А. А. Кузькин, Е. Е. Ковылина и др.) и деятели драматического искусства (Ф. Б. Павлов-Андреевич, Е. С. Морозова, коллектив «Айседорино горе», Д. Хусейн и программа «Сота»); к перформансу обращаются А. Д. Бартенев, Саша Фролова, Т. О. Махачева, объединения «Синие носы», ЗИП, «МишМаш» и многие другие.
Среди важных для начала 21 в. живописцев старшего поколения – классик сурового стиля П. Ф. Никонов, представители андерграунда О. Я. Рабин, О. Н. Целков, С. Н. Файбисович, К. А. Батынков, К. В. Звездочётов, Гриша Брускин, а также Т. Г. Назаренко, Б. Н. Кошелохов. Активны живописцы круга Т. П. Новикова: А. Л. Хлобыстин, О. Е. Маслов, Д. Е. Егельский, О. В. Тобрелутс (Комарова). Произведения, исследующие границы живописи посредством материала, продолжают создавать И. С. Чуйков и В. Н. Кошляков. Значительную роль в современной живописи играют условно консервативные тенденции, которые призваны «обеспечить» широкого зрителя базовыми ценностями искусства, которые не всегда дают ему современные художественные практики; популярностью пользуется творчество И. С. Глазунова, А. М. Шилова, Н. С. Сафронова, В. И. Нестеренко, С. Н. Андрияки и др.
Художники молодого поколения часто обращаются к наследию живописи 20 в., которое служит основой для формирования их собственного языка, позволяя им «синхронизироваться» с историей искусства, причём предметом их исследования становятся техника и формальный стиль направлений и отдельных мастеров 20 в., но отнюдь не идейная составляющая их произведений. Так, П. М. Швецов и Л. Ю. Цхэ разрабатывают метод неоэкспрессионизма, используя его обострённую эмоциональность и гротесковость образов. Геометричная техника Д. Хокни осмысляется С. В. Шурипой и его учениками – С. А. Лоцмановым, Ю. Ивашкиной. Выразительность мексиканского мурализма и американского мурализма близка манерам А. В. Каллимы, Егора Кошелева (Г. К. Кошелева), Д. Ю. Мачулиной. Стилевые течения постмодернизма в СССР – фотореализм и манеру Д. Д. Жилинского – можно рассматривать как источник вдохновения для Д. Ю. Грецкого и Е. Э. Кац, Д. В. Локтионова и М. И. Софроновой. Приёмы сурового стиля использует И. В. Гапонов. Абстракционизм и фигуративное искусство соединяются в живописных работах Ивана Плюща (И. С. Плющева), посвящённых теме воздействия времени на среду, вещи и т. д. Важным смотром для живописцев молодого поколения стала выставка «Contra Mater» (2011, Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова), посвящённая взаимодействию академического образования и актуального художественного процесса.
Особое место в живописи 2010‑х – начала 2020-х гг. занимает «урбанистическое» направление, осмысляющее эстетику городских окраин постсоветской эпохи и место человека среди отчуждающей его архитектурной среды (П. А. Отдельнов, А. М. Дашевский, И. П. Лунгин, Е. А. Плотников); в определённом смысле программной для этого направления стала выставка «Возвращайся домой» (2017, Институт русского реалистического искусства в Москве). В отдельных работах приближается к этому направлению пейзажист Е. В. Буравлёва.
В фигуративном искусстве примыкает к традициям поп-арта и соц-арта направление, включавшее как первоначальных представителей соц-арта (Э. В. Булатов, Л. П. Соков, Комар и Меламид, А. С. Косолапов), так и живописцев следующего поколения – Р. Р. Тавасиева, С. А. Шутова, работавших совместно В. Е. Дубосарского и А. А. Виноградова. Те же традиции нередко продолжают мастера других жанров: А. Д. Бартенев, Саша Фролова и группа «Акваэробика», объединения «Еликука», ЗИП, «Синие носы». К методу и идеям поп-арта часто обращается уличное искусство (стрит-арт), среди его представителей: Паша 183 (П. А. Пухов), К. В. Лебедев (Кирилл Кто), В. С. Чтак, А. Филатов, Павлик Кузнецов, Владимир Nootk (Нутк; В. Гупалов), Павел Wais (П. Червяков), Алексей Лука (А. Лучко); Слава ПТРК (С. А. Комиссаров) применяет в качестве живописных нестандартные материалы (например, грязь) и в этом близок И. С. Чуйкову, также занимается флэшмобами и прочим.
Активны скульпторы-«реалисты» старшего поколения: З. К. Церетели, Л. М. Баранов (1943–2022), А. Н. Бурганов, А. И. Рукавишников, М. М. Шемякин, С. А. Щербаков; их работы в 21 в. часто устанавливаются в городах России. Продолжает заниматься творческой деятельностью представитель соц-арта Б. К. Орлов. Монументальные архитектурно-скульптурные композиции из природных материалов в русле лэнд-арта создаёт Н. В. Полисский. Инсталляции И. В. Кориной разрабатывают тему современной предметной среды, С. В. Шеховцов экспериментирует с поролоном как с пластическим материалом, М. Косолапов образовывает из привычных предметов новые структуры, А. Л. Повзнер также даёт новую интерпретацию повседневным вещам – горшку с кактусом, кулеру с водой. Методом реди-мейда работает В. Г. Архипов: он собирает и экспонирует самодельно «модернизированные» предметы быта – кушетку, совмещённую с ванной, деревянное велосипедное седло и т. п. Приём «найденного объекта» переосмысляет А. Гайсумов, изготовляя из старых книг свидетельства разрушительной силы войны. С «найденным объектом» и «бросовым» материалом работает Хаим (Виталий) Сокол. В мелкой и хрупкой пластике целый предметный мир создаёт Е. Антуфьев, исследующий этническую эзотерику. В малом формате как скульптор работает Е. А. Плотников. Объектами в духе минимализма, в которых исследуются «конструкция» зрения и ритмическая организация пространства, занимаются Анна Жёлудь (А. А. Желудковская), А. И. Сухарева, А. В. Титова, И. Д. Егельский, С. В. Катран, С. Ю. Огурцов. Продолжают работать Ф. Инфантэ-Арана и Н. П. Горюнова, соединяющий в своём творчестве разные жанры и методы Д. Г. Гутов.
И. А. Долгов, И. Федотов-Фёдоров, И. В. Новиков обращаются к природе как к способу обретения свободы от законов общества потребления, «просветления оптики» взгляда на мир.
Развивается медиаискусство, где в качестве инструментов художника выступают цифровые и прочие современные технологии. Видео-арт в составе инсталляций используют С. А. Шутов, Т. О. Махачева, А. Гайсумов. Видео ради иллюзорного воспроизведения реальности включают в свои работы группа «Синий Суп», В. Г. Алимпиев, Д. В. Булныгин, В. Логутов; средствами видео-арта работает с наследием классического искусства в духе Б. Виолы группа AES+F. К видео как инструменту обращаются Шифра (Яков) Каждан, «Синие носы», целая плеяда художников – выпускников и преподавателей Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко (К. А. Преображенский, Д. Венков, Е. Гранильщиков, Саша Пирогова, А. Баевер, Д. Ткаченко). Превращают видео-арт в «визуализацию» музыки объединения «Сила света», «Теснота», Perforated Cerebral Party, Н. Г. Полока, В. Смахтин, Антон Elfilter (А. Бычков). Медиаинсталляции, соединяющие видео, звук и свойства персональных цифровых устройств ради ироничного осмысления действительности, создаёт группа Electroboutique (А. А. Чернышев, А. А. Шульгин). Выразительные возможности звука исследуют С. Ф. Летов, С. Касич, ::vtol:: (Д. Морозов), А. Смирнов, объединения Semiconductors, CNMRG; этим также занимался Г. И. Виноградов. Существует цифровое искусство, использующее компьютерную графику (О. В. Тобрелутс, Н. С. Стручкова, группа «Обледенение архитекторов», Ю. Боровая). Интернет и его коммуникационные возможности – тема направления нет-арт во всемирной компьютерной сети (А. А. Шульгин, Оля Лялина, В. Могилевский, А. Ревизоров, Р. Рубанский, А. Казанджий). С нет-артом связана и новейшая тенденция «пост-интернет», материализующая элементы «предметной» среды Интернета (группа Electroboutique). На стыке нет-арта и «постинтернета» работают К. Савченков, М. Махов, С. Скидан.
Подробнее о петербургских художниках и культурной жизни см. статью «Арт-сцена в Санкт-Петербурге 2000-х – начала 2020-х гг.».
Музеи и культурные центры
В 2000-х – начале 2020‑х гг. возникают новые музеи и культурные центры, посвящённые как актуальному, так и традиционному искусству, а также разным периодам истории искусства. Это были практически впервые негосударственные учреждения; редкий более ранний пример – основанный в 1990 г. как общественная организация «Галерея» музей «Царскосельская коллекция» в г. Пушкин (посвящён преимущественно ленинградскому неофициальному искусству; стал государственным в 1996).
В отличие от 1990‑х гг., когда основными пространствами для экспозиции современного искусства были небольшие муниципальные выставочные залы и частные галереи, конец 1990‑х – 2000‑е гг. стали временем возникновения новых музеев и культурных центров, включающих в себя лектории, библиотеки, издательства.
Основанный в 1996 г. О. Л. Свибловой Московский дом фотографии (МДФ) в 2003 г. вошёл в состав Мультимедиа Арт Музея (МАММ), где проводятся выставки фотоискусства (о российском искусстве фотографии 21 в. см. в статье «Фотоискусство»), современного зарубежного и российского искусства. В 1999 г. по инициативе З. К. Церетели создан Московский музей современного искусства (ММСИ, MMOMA; с 2003 издаёт журнал «Диалог искусств» – ДИ).
Учреждённый ещё в 1994 г. Министерством культуры РФ Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), призванный поддерживать современное российское искусство (программа «Новая генерация», выставочная деятельность), получил в 2000‑х гг. собственные здания в Москве, расширил сеть филиалов: к Северо-Западному (Санкт-Петербург, 1995), Балтийскому (Калининград, 1997), Волго-Вятскому (Нижний Новгород, 1997), Уральскому (Екатеринбург, 1999) добавились Северо-Кавказский (Владикавказ, 2010), Сибирский (Томск, 2013), Средневолжский (Самара, 2014). С 2016 г. ГЦСИ стал частью Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО, с 2020 г. вошёл в состав Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина – ГМИИ.
Историк искусства и куратор А. В. Ерофеев в 1989–2002 гг. создал в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» первую в России государственную коллекцию современного искусства. В 2001 г. в ГТГ основан отдел новейших течений, призванный изучать, собирать и экспонировать произведения российского авангарда 2‑й половины 20 – начала 21 вв.; над его созданием работали Ерофеев (руководитель отдела в 2002–2008, перенёс туда коллекцию из «Царицыно»), А. Е. Обухова, А. Романова. В 2016 г. в ГМИИ создан отдел кино- и медиаискусства, основой собрания которого стал архив видео-арта возглавившей его О. В. Шишко.
В 2005 г. С. С. Троценко открыла в Москве, в бывшем комплексе Мосвинкомбината, центр современного искусства «Винзавод», где разместились ключевые художественные галереи, заработали выставочные залы («Цех красного», «Цех белого»; с 2008 функционирует программа поддержки начинающих художников – площадка молодого искусства «Старт»); другие подобные учреждения в Москве – Artplay (основан в 2003, расположен с 2008 в промышленном комплексе близ Курского вокзала, в 2010‑х – начале 2020-х гг. широко известен выставками, популяризирующими классическую живопись с помощью видео-арта), центр творческих индустрий «Фабрика» (2005) и др. Одним из первых частных музеев современного искусства в России стал ART4.RU в Москве (2007, основатель И. Н. Маркин).
В 2008 г. в Москве по инициативе Д. А. Жуковой и Р. А. Абрамовича открылся Центр современной культуры «Гараж» (ныне Музей современного искусства «Гараж»; название происходит от первоначального здания – Бахметьевского гаража, спроектированного К. С. Мельниковым и В. Г. Шуховым; с 2012 располагается в Парке Горького). В Бахметьевском гараже с 2012 г. открыт Еврейский музей и центр толерантности, где проводятся также и художественные выставки. В 2013 г. во Владивостоке А. А. Мечетиным открыт Центр современного искусства «Заря».
В Перми по инициативе галериста М. А. Гельмана (с 2021 в РФ признан иностранным агентом) был создан Государственный музей современного искусства PERMM, где в том числе прошла выставка «Русское бедное» (2008; проект представителя администрации Пермского края в Совете Федерации в 2007–2010 С. Э. Гордеева, куратор Гельман; также показана в Москве в 2009), посвящённая аналогу арте повера в российском искусстве, крупное событие отечественной художественной жизни 21 в.
В 2010 г. в Санкт-Петербурге открылись два частных музея современного искусства. «Эрарта» работает с петербургскими художниками, видео-артом и направлением «сайенс-арт», материалом для которого выступают научные достижения и открытия (Д. В. Каварга, Д. Х. Булатов, Ю. Боровая, платформа Laboratoria). Новый музей современного искусства (на основе коллекции А. И. Чехоева) сосредоточил свою деятельность на наследии советского андерграунда и ключевых фигурах искусства 21 в., ориентируясь в создании своего собрания на опыт отделов новейших течений в ГТГ и Русском музее. В 2016 г. открылся Музей искусства Санкт-Петербурга 20–21 вв. (филиал Центрального выставочного зала «Манеж»; коллекция формировалась с 1990).
Среди новых музеев, посвящённых истории искусства, – Музей русской иконы в Москве (2006, основатель М. Ю. Абрамов), Волжская картинная галерея «Собрание актуального реализма» в Тольятти (2011; основана В. В. Вавилиным), Музей Фаберже в Санкт-Петербурге (2013, основатель В. Ф. Вексельберг), Музей Ар Деко в Москве (2014, основан М. О. Окрояном). Институт русского реалистического искусства (ИРРИ; основан А. Н. Ананьевым в 2011, закрыт в 2019) ориентировался на живопись реалистического направления, в его постоянной экспозиции было представлено творчество российских художников начала 20 – начала 21 вв. Изучение российского искусства 20 в. – основная функция задуманного Б. И. Минцем в 2012 г. и открытого в 2015 г. Музея русского импрессионизма. Осмысление и актуализация наследия «второго авангарда» – цель деятельности Музея АЗ (посвящён наследию А. Т. Зверева; 2013). С 2022 г. работает междисциплинарный Дом культуры «ГЭС-2», созданный фондом «Виктория – искусство быть современным» (V-A-C) в здании электростанции ГЭС-2 начала 20 в. (реконструкция – архитектурные бюро Р. Пьяно и APEX; все – в Москве).
Галереи и фонды
Среди открывшихся в 21 в. галерей, играющих ключевую роль в развитии и популяризации современного искусства, – pop/off/art (2004), paperworks (2005), 11/12 (2006), «Открытая галерея» (2009), Osnova (2014). Работают и занимающиеся историей искусства галереи «Наши художники» (1995; специализация – художники русского зарубежья), «Элизиум» (1998), «Веллум» (2000), «Галеев-галерея» (основана И. И. Галеевым в 2006; ведёт издательскую программу; все – в Москве). Исторические и современные выставки проводит KGallery в Санкт-Петербурге (2005).
Фонд культуры «Екатерина» (основан в 2002 Е. А. и В. А. Семенихиными, с 2007 открыт выставочный зал) провёл, в числе других мероприятий, масштабную выставку «Реконструкция», посвящённую российскому искусству 1990-х – 2000‑х гг. (2013; совместно с музеем «Гараж»). Открытая С. Ю. Кесаевой галерея Stella Art Gallery (2003) вошла в состав фонда Stella Art Foundation, который поддерживает молодых художников (номинация «Новая генерация» в рамках премии «Инновация», с 2006, и прочее), реализует издательскую программу, занимался экспозицией павильона России на художественной Венецианской биеннале (2011, 2013 и 2015; Кесаева была в эти годы комиссаром павильона). Работают также фонды «Эра» (основан Е. В. Берёзкиной в 2006), «Виктория – искусство быть современным» (V-A-C; создан Л. В. Михельсоном в 2009; грант имени О. Б. Лопуховой для молодых кураторов и художников, Дом культуры «ГЭС-2» и т. д.; все – в Москве). Значительна роль в художественной жизни 21 в. ярмарок современного искусства: «Арт Манеж» (1996–2011), «Арт Москва» (с 1996), Moscow World Fine Art Fair (с 2004), Сosmoscow (с 2010); более традиционные направления представлены на Российском антикварном салоне (с 1996) и Московском международном художественном салоне (с 1998).
Фестивали и периодические выставки
К первым периодическим выставкам относятся инициативы МДФ (МАММ) – Фотобиеннале (с 1996) и «Мода и стиль в фотографии» (с 2001) – масштабные экспозиции зарубежного и отечественного фотоискусства 20–21 вв. С 1995 г. существует Красноярская музейная биеннале, изначально посвящённая музейному делу, но с рубежа 1990-х – 2000‑х гг. реализующая тематические художественные проекты («Искусство памяти», 2001; «Любовь пространства», 2013; «Практики соприкасания», 2015). Ширяевская биеннале в городском округе Жигулёвск в Самарской области (с 1999), посвящённая связям между Европой и Азией, включает экспозицию произведений искусства, перформансы, хеппенинги, дискуссии и т. д. и соединяет черты арт-туризма и коммуны художников. С 2005 г. в деревне Никола-Ленивец в Дзержинском районе Калужской области проходит ежегодный фестиваль «Архстояние» (подробнее см. в разделе об архитектуре 2000‑х – 2020‑х гг.).
С 2005 г. проводится одна из крупнейших в России периодических выставок – Московская биеннале современного искусства. На основе фестиваля молодого искусства «Стой! Кто идёт?» (ГЦСИ, 2002–2006) и проекта «Мастерская» при школе «Свободные мастерские» с 2008 г. существует Московская биеннале молодого искусства. С 2010 г. действуют Уральская индустриальная биеннале в Екатеринбурге, Южно-российская биеннале в Ростове-на-Дону, Международный художественный симпозиум «Аланика» во Владикавказе. В 2017 г. в музее «Гараж» состоялась 1‑я триеннале российского современного искусства, её цель – помочь популяризации творчества региональных художников. Видео-арту посвящены московские фестивали «Пусто» (2002–2009; на открытом воздухе) и «Сейчас и потом» (с 2011; в выставочных залах), уличному искусству – фестиваль «Длинные истории» в Екатеринбурге (2003–2010), «городской культуре» (стрит-арт, монументальная живопись, малые архитектурные формы и т. д.) – «Арт‑Овраг» в Выксе (с 2011), активистскому искусству – охвативший одновременно ряд городов «Медиаудар» (с 2011). С 2014 г. Волго-Вятский филиал ГЦСИ в Нижнем Новгороде проводит фестиваль текстов об искусстве «Вазари».
Российские мастера постоянно участвуют в Венецианской биеннале, экспонировались в рамках Шанхайской биеннале современного искусства (2012). Художник А. Е. Пономарёв организовал в 2017 г. 1‑ю международную антарктическую биеннале.
Премии
Ежегодная государственная премия в области фотографии «Серебряная камера» (с 2001) значительно повлияла на рост значения фотоискусства в культурной жизни. С 2005 г. вручается Государственная премия в области современного искусства «Инновация», её лауреатами в разные годы были О. Л. Свиблова, О. Я. Рабин, В. А. Мизиано, О. Б. Кулик, А. В. Монастырский, арт-группа «Война». С 2007 г. присуждается премия Кандинского, учреждённая фондом «Арт-Хроника» (ныне Breus Foundation). В 2006–2012 гг. на базе художественного центра «Арт‑Стрелка» в Москве существовала премия в области современного искусства «Соратник», лауреатов которой определяли сами художники. С 2009 г. премия имени С. А. Курёхина отмечает достижения в поиске новых форм взаимодействия видов искусств и в создании новых жанров изобразительного искусства, сценического мастерства и экспериментальной музыки. Волго-Вятский филиал ГЦСИ в 2011 г. учредил в память о кураторах О. Б. Лопуховой и Л. М. Сапрыкиной премию «Кариатида» за достижения женщин в области современного искусства. С 2013 г. существует премия газеты The Art Newspaper Russia.
Образовательные учреждения
Наряду с академическими художественными вузами (Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова, Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина, Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова и др.), в 21 в. работают дающие образование в сфере современного искусства «Свободные мастерские» при ММСИ (1992), Институт проблем современного искусства (расположен в бывшей мастерской И. И. Кабакова; 1992; руководитель – куратор И. М. Бакштейн), Школа фотографии и мультимедиа имени Родченко при МАММ (2006), «МедиаАртЛаб» при Центральном выставочном зале «Манеж» (2013), институт «База» (2011; руководитель – художник А. Ф. Осмоловский; все – в Москве). В Санкт-Петербурге с 1999 г. фонд «Про Арте» проводит образовательные программы для молодых художников, критиков и дизайнеров («Школа молодого художника»), с 2013 г. открыта «Школа вовлечённого искусства» (основатели – группа «Что делать?»), программы по изучению новейших художественных средств и форм существуют в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. В 2011 г. открылся Краснодарский институт современного искусства (основатели – группировка ЗИП), в 2015 г. – Владивостокская школа современного искусства (инициатор создания – куратор Я. Е. Гапоненко).