Живописцы

Ли Сысюнь

Ли Сысю́нь (李思训, пиньинь Lǐ Sīxùn; второе имя Цзянь, 建, пиньинь Jiàn) (около 651 или 653, Чэнцзи, ныне уезд Циньань, провинция Ганьсу – около 716 или 718), китайский живописец.

Принадлежал к правившему при династии императорскому роду Ли. Его придворная карьера была прервана узурпацией императорской власти (правила в 683–705), преследовавшей членов его рода. Ли Сысюнь был вынужден скрываться; после восстановления законного правления занимал высокие гражданские и военные должности. Согласно аристократическим традициям, совмещал государственную службу с занятиями искусством и прославился как основоположник «сине-зелёного пейзажа» (цинлу шаньшуй, 青陆山水) и «золотисто-бирюзового пейзажа» (цзиньби шаньшуй, 金碧山水). Теоретики искусства династии назвали его родоначальником «северной школы» живописи (бэй цзун, 北宗), преемственность с которой прослеживается и в современном китайском искусстве.

Произведения Ли Сысюня сохранились лишь в копиях («Плывущие лодки и павильоны у реки», копия эпохи Сун, Музей императорского дворца, Тайбей; «Император Тай-цзун прибывает во дворец Цзючэн», копия династии Мин, около 1500, Галерея искусства Фрир, Вашингтон), но трактаты 8–12 вв. содержат описания его стиля. Он работал в технике , применяя при изображении горных склонов интенсивные синие и зелёные цвета. Ли Сысюнь. Горные вершины и дворцы. Копия эпохи ЦинЛи Сысюнь. Горные вершины и дворцы. Копия эпохи Цин. Галерея искусств Фрира, Вашингтон. Смитсоновский институт. The Smithsonian Institution, Washington.Манеру письма Ли Сысюня отличали твёрдость и сила тушевых штрихов и линий, наносимых поверх красочного слоя, а также применение золотой обводки, дополнявшей колористическое богатство живописи. Многоплановое построение обширных пространств сочеталось с тщательным прописыванием мелких деталей. В творчестве Ли Сысюня тенденция к превращению из фона для сюжетных композиций в самостоятельный жанр, вызревавшая на протяжении предшествовавших пяти столетий, получает своё завершение в виде панорамных композиций с рассеянной перспективой и разнообразными переходами далей. Современники ценили пейзажи Ли Сысюня за достоверное воплощение красоты природы, возвышенность замыслов и утончённый колорит. Ли Сысюнь писал не только горизонтальные , но создавал и во дворцах и погребальных камерах.

Живописный талант и родство с императорами способствовали тому, что художественный стиль Ли Сысюня стал доминирующим в придворном искусстве династии Тан. Направление Ли Сысюня продолжил его сын Ли Чжаодао (670 ? – 730 ?). В трактатах их называли «два Ли» (эр Ли, 二李) или «старший и младший генералы Ли» (да сяо Ли цзянцзюнь, 大小李将军). В традиции «сине-зелёного пейзажа» работали младший брат Ли Сысюня – Ли Сыхуэй (8 в.), и сын последнего Ли Линьфу (? – 752), также другие члены рода Ли.

  • Живописцы Китая
  • Живопись Китая
  • Средневековое искусство Китая