Ли Сысюнь
Ли Сысю́нь (李思训, пиньинь Lǐ Sīxùn; второе имя Цзянь, 建, пиньинь Jiàn) (около 651 или 653, Чэнцзи, ныне уезд Циньань, провинция Ганьсу – около 716 или 718), китайский живописец.
Принадлежал к правившему при династии Тан императорскому роду Ли. Его придворная карьера была прервана узурпацией императорской власти У Цзэтянь (правила в 683–705), преследовавшей членов его рода. Ли Сысюнь был вынужден скрываться; после восстановления законного правления занимал высокие гражданские и военные должности. Согласно аристократическим традициям, совмещал государственную службу с занятиями искусством и прославился как основоположник «сине-зелёного пейзажа» (цинлу шаньшуй) и «золотисто-бирюзового пейзажа» (цзиньби шаньшуй). Теоретики искусства династии Мин назвали его родоначальником северной школы живописи (бэй-пай или бэйцзун-пай), преемственность с которой прослеживается и в современном китайском искусстве.
Произведения Ли Сысюня сохранились лишь в копиях («Плывущие лодки и павильоны у реки», копия эпохи Сун, Музей Императорского дворца, Тайбей; «Император Тай-цзун прибывает во дворец Цзючэн», копия династии Мин, около 1500, Галерея искусства Фрир, Вашингтон), но трактаты 8–12 вв. содержат описания его стиля. Он работал в технике гун-би, применяя при изображении горных склонов интенсивные синие и зелёные цвета. Манеру письма Ли Сысюня отличали твёрдость и сила тушевых штрихов и линий, наносимых поверх красочного слоя, а также применение золотой обводки, дополнявшей колористическое богатство живописи. Многоплановое построение обширных пространств сочеталось с тщательным прописыванием мелких деталей. В творчестве Ли Сысюня тенденция к превращению пейзажа из фона для сюжетных композиций в самостоятельный жанр, вызревавшая на протяжении предшествовавших пяти столетий, получает своё завершение в виде панорамных композиций с рассеянной перспективой и разнообразными переходами далей. Современники ценили пейзажи Ли Сысюня за достоверное воплощение красоты природы, возвышенность замыслов и утончённый колорит. Ли Сысюнь писал не только горизонтальные свитки, но создавал и монументальные росписи во дворцах и погребальных камерах.
Живописный талант и родство с императорами способствовали тому, что художественный стиль Ли Сысюня стал доминирующим в придворном искусстве династии Тан. Направление Ли Сысюня продолжил его сын Ли Чжаодао (670 ? – 730 ?). В трактатах их называли «два Ли» (二李, «эр Ли») или «старший и младший генералы Ли» (大小李将军, «да сяо Ли цзянцзюнь»). В традиции «сине-зелёного пейзажа» работали младший брат Ли Сысюня – Ли Сыхуэй (8 в.), и сын последнего Ли Линьфу (? – 752), также другие члены рода Ли.