Смитсон (архитекторы)
Сми́тсон (Smithson), британские архитекторы; супруги. Представители брутализма, реформаторы послевоенной британской архитектурной школы.
Питер Смитсон, Питер Денем Смитсон (Peter Denham Smithson) (18.9.1923, Стоктон-он-Тис, графство Дарем – 3.3.2003, Лондон) в 1939–1948 гг. учился в архитектурной школе Королевского колледжа (филиал Даремского университета) в г. Ньюкасл-апон-Тайн (с перерывом на военную службу в Индии и Бирме, 1942–1945). Изучал городское планирование в архитектурной школе Королевской академии художеств в Лондоне (1948–1949).
Элисон Смитсон, Элисон Маргарет Смитсон (Alison Margaret Smithson; урождённая Гилл, Gill) (22.6.1928, Шеффилд, графство Саут-Йоркшир – 16.8.1993, Лондон) училась в архитектурной школе Даремского университета в 1944–1949 гг.
Начало эры брутализма в архитектуре
В студенческие годы оба испытали влияние Л. Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье. П. и Э. Смитсон познакомились во время учёбы, сочетались браком в 1949 г. и тогда же были приглашены на должность временных технических ассистентов в архитектурное подразделение Совета Большого Лондона.
Первый реализованный проект Смитсонов появился благодаря прогрессивным реформам образования в Великобритании. По Закону об образовании Батлера (1944) вводилась ступень среднего образования для детей 11–15 лет с тремя типами школ: гимназия, а для тех, кто не смог поступить в неё, – средняя техническая школа и средняя современная школа. Благодаря победе Смитсонов в конкурсе на проект здания школы нового типа в 1950 г., по их замыслу была построена бесплатная средняя современная школа Смитдона (г. Ханстантон, графство Норфолк; 1950–1954), а они сами основали архитектурное бюро в Лондоне. Источником вдохновения для аскетического стиля здания, продиктованного ограниченным бюджетом, послужил кампус Иллинойсского технологического института в Чикаго по проекту Л. Мис ван дер Роэ (корпуса Уишник-холл, 1945–1946, Краун-холл, 1950–1956, и др.). Знакомство Смитсонов с работами этого немецкого архитектора произошло посредством публикаций в журнале The Architects’ Journal (номер от 3 января 1946) и книги Ф. Джонсона (Johnson P. Mies van der Rohe. New York, 1947) с иллюстрациями его американских построек. Металлический остов школьного здания прочитывается снаружи, пространство между окрашенными стальными элементами каркаса заполнено неоштукатуренным кирпичом и стеклом. Внутри широко использован металлический профилированный лист. В санузлах водопроводные коммуникации открыто выведены в интерьер.
Основополагающая книга Р. Бэнема о брутализме «Новый брутализм. Этика или эстетика?» (1966) во многом посвящена творчеству Смитсонов. Они сами употребляли термин «брутализм» в теоретических текстах, объясняя свои взгляды и архитектурные проекты начала 1950-х гг. Вслед за Ле Корбюзье они говорили о необходимости «честного» использования материалов, «правдивого» отражения конструкции в облике. Неоштукатуренный «суровый» бетон оказался пластичным и эффектным средством, подчёркивающим выразительную форму здания и его тектоническую первооснову.
В оппозиции CIAM
В 1950-х гг. Смитсоны представляли Великобританию на Международных конгрессах современной архитектуры (CIAM). В июле 1953 г., во время 9-го конгресса в Экс-ан-Провансе (Франция), они оказались в числе молодых архитекторов, решивших пересмотреть заветы Афинской хартии и приёмы послевоенного интернационального стиля, в том числе смягчить использовавшиеся модернистами методы социальной инженерии, изменить их радикальный подход к планированию городов (например, отказаться от функционального зонирования). Послевоенную типовую застройку молодые архитекторы критиковали за монотонность и однообразие. Они считали, что человеку важно представление о собственном доме как об особом, безопасном месте, где также выражено его «я». Оппозиционные архитекторы из разных стран, в том числе Смитсоны, образовали объединение «Группа 10». В результате их действий CIAM окончательно распался – конгресс в Оттерло (Нидерланды) в 1959 г. стал последним.
Концепция «улиц в небе»
Участники «Группы 10» считали, что в условиях современной многоэтажной застройки необходим способ объединения людей. На страницах нидерландского журнала Forum (полное название Forum voor architectuur en daarmee verbonden kunsten) они публиковали репортажи об устройстве африканских деревень, примитивном искусстве, детском творчестве – обо всём, что возвращало людей к естественным взаимоотношениям друг с другом, непосредственному восприятию жизни. По идее Смитсонов, средством объединения горожан становилась улица, где играли бы дети, встречались и беседовали соседи. В 1951–1952 гг. архитекторы разработали конкурсный проект лондонского жилого массива «Голден-Лейн» (не реализован), основанный на концепции «улиц в небе» или «улиц в воздухе» (перевод наш. – К. М.; Smithson. 2001. P. 86). Поскольку дороги были заняты автомобильным движением, Смитсоны предлагали отдать роль традиционной улицы широким террасам, балконам, просторным рекреациям выше уровня земли. Предполагалось, что «улицы в небе» будут способствовать общению соседей. Согласно этой концепции Смитсоны построили жилой комплекс «Робин Гуд Гарденс» в Лондоне (1969–1972), включавший 213 квартир в двух бетонных корпусах высотой десять и семь этажей. Корпуса были поставлены так, чтобы ограждать жителей от шума проходящих рядом двух оживлённых автомобильных дорог и создавать внутренний двор с игровыми зонами и искусственным холмом, насыпанным из строительного мусора от снесённых трущоб. Особенностью комплекса были открытые галереи-балконы, протянувшиеся вдоль фасадов.
Под влиянием Смитсонов жилые и общественные здания в проектах архитекторов «Группы 10» и их единомышленников постепенно превращались в многоуровневые гигантские комплексы с корпусами, соединёнными многочисленными мостами-переходами и балконами (жилой комплекс «Парк-Хилл» в Шеффилде, 1957–1961, архитекторы Дж. Линн, А. Смит; микрорайон Барбикан в Лондоне, проект 1955–1959, построен с изменениями в 1971–1982, архитектурное бюро Chamberlin, Powell and Bon). Иногда в таких сооружениях можно было пройти больше километра, не спускаясь на землю. Так возникали мегаструктуры – характерные в том числе и для архитектуры брутализма колоссальные сооружения, в которых их авторы стремились объединить все сферы жизни человека.
Критика проектов в 1970-х гг.
Концепцию «улиц в небе» Смитсонов взяли на вооружение муниципалитеты городов, но уже в 1970-х гг. бруталистские жилые массивы стали объектами критики, в том числе это коснулось жилого комплекса «Робин Гуд Гарденс». Идея самостоятельной организации досуга жителей в общественных пространствах не оправдала ожиданий: те переезжали в новые дома из разных мест, их не связывали общие традиции и привычки, поэтому их совместная социальная активность оказалась ниже, чем ожидали архитекторы. В многоквартирных домах большой площади была разрушена классическая схема соседского сообщества и традиционного домохозяйства – организма, обладающего, как отмечала критик модернистского городского планирования американская журналистка Дж. Джекобс, «сложной системой ресурсов, которые нарастают естественным образом и постепенно» (Джекобс Д. Закат Америки : впереди Средневековье. Москва. 2007. С. 53). В свою очередь, отсутствие мер по обслуживанию и ремонту жилого комплекса в сочетании с длинными неохраняемыми коридорами и изолированными пешеходными дорожками создавали условия для роста преступности, и в «Робин Гуд Гарденс» сложилась неблагополучная обстановка. Несмотря на протесты общественности, в том числе архитекторов Р. Роджерса и З. Хадид, в 2017–2018 гг. снесён западный корпус (восточный на 2021 остаётся в эксплуатации). Вместе с тем трёхэтажная секция дома приобретена в коллекцию Музея Виктории и Альберта: её фасад и планировка квартир сохранены как образец архитектуры брутализма и пример социального жилья.
Принципы брутализма удачнее сочетались с проектами общественных и многофункциональных зданий. Так, в начале 2020-х гг. успешно используется по назначению комплекс редакции журнала The Economist в Лондоне (завершён в 1964; переименован в Smithson Plaza в честь архитекторов после того, как редакция журнала покинула комплекс в 2017; в 2018–2019 реконструирован архитектурным бюро DSDHA). Он состоит из 16-этажной офисной башни, жилого корпуса и здания банка, расположенных на асимметричном подиуме, который образует единое общественное пространство.
Лучше всего концепция «улицы в небе», нацеленная на взаимодействие и интеграцию людей, подходила образовательным учреждениям – школам, колледжам, университетам, где многочисленные «переулки» и мостики служили комфортному общению студентов и преподавателей, а аскетичность дизайна компенсировалась атмосферой устремлённости в будущее. Среди таких работ Смитсонов – общежитие Гарден-билдинг для колледжа Святой Хильды в Оксфорде (1968–1970), комплекс Университета г. Бат (корпус искусств, 1982; здание администрации, 1985; архитектурная школа, 1982–1988; театр, 1990).
След в дизайне и искусстве поп-арта
Смитсоны также оставили след в дизайне и искусстве поп-арта. В 1952 г. они присоединились к «Независимой группе», члены которой использовали и трансформировали методы довоенных художественных течений (сюрреализм, дадаизм, абстракционизм) и исследовали влияние массовой культуры на искусство. Смитсоны участвовали в лондонских выставках группы: «Параллель искусства и жизни» в Институте современного искусства («Parallelofartandlife», 1953) и «Это – завтра» в галерее «Уайтчепел» («Thisistomorrow», 1956). Супруги были близки к ключевому члену группы – художнику Р. Гамильтону, именно в письме к ним от 16 января 1957 г. он дал определение поп-арту (Stonard J. Pop in the Age of Boom // The Burlington Magazine. 2007. Vol. 149, № 1254. P. 610).
В 1956 г. Смитсоны приняли участие в выставке «Идеальный дом» (Ideal Home), ежегодно проводимой газетой Daily Mail в выставочном зале «Олимпия» в Лондоне. Их минималистичный «Дом будущего» с новаторским, «космическим» дизайном мебели и бытовой техники (многие из объектов были выполнены из пластика) представлял собой подобие капсулы. Позднее Смитсоны разработали дизайн для серии мебели «Cornell Boxes» (1988) под влиянием американского мастера ассамблажа Дж. Корнелла.
Смитсоны – преподаватели и писатели
В то время как количество заказов уменьшалось из-за критики в адрес Смитсонов после возведения комплекса «Робин Гуд Гарденс», супруги активно занимались преподавательской и издательской деятельностью. Они авторы книг по теории градостроительства: «Структурирование города» (1967), «Юстонская арка и развитие железной дороги Лондона, Мидленда и Шотландии» (1968), «Обыденность и свет» (1970), «Без риторики: архитектурная эстетика, 1955–1972» (1973), «Героический период современной архитектуры» (1981). Э. Смитсон взяла на себя роль историографа «Группы 10»: в её трудах «"Группа 10". Вводный курс» (1962) и «Собрания "Группы 10"» (1991) изложены теоретические положения и история объединения. В 1966 г. издан роман Э. Смитсон «Портрет женского разума в молодости» («A portrait of the female mind as a young girl»), в 1983 г. – иллюстрированный дневник «AS in DS: an eye on the road», описывающий автомобильное путешествие семьи Смитсон из собственного бюро в Лондоне в их загородный дом в Тисбери (графство Уилтшир; написан в 1961–1962).
П. и Э. Смитсон преподавали в лондонской школе Архитектурной ассоциации (1955–1960), с 1976 г. участвовали в образовательной программе Международной лаборатории архитектуры и урбанистики (ILAUD), основанной Дж. Де Карло, коллегой Смитсонов по «Группе 10». Приглашённые профессора Мюнхенского технического университета (1985), Калифорнийского университета в Беркли (1990). В 1978–1990 гг. П. Смитсон преподавал в Школе архитектуры и строительства Университета г. Бат.
Благодаря образовательной деятельности, обширным публикациям и многочисленным интервью П. и Э. Смитсон оказали влияние на поколение архитекторов, обучавшихся в 1960-х – 1980-х гг., в их числе – Р. Роджерс.
Сын супругов Саймон Смитсон (род. 1954) – архитектор, сотрудник бюро Р. Роджерса (с 1991; партнёр бюро с 2011).