Папье-маше
Папье́-маше́ (франц. papier mâché, буквально – жёваная бумага), пластическая масса из размельчённой и размоченной бумаги, картона и других волокнистых материалов с добавками-наполнителями (мел, глина, гипс, клей). Используется для формования (с помощью деревянной или гипсовой модели) и прессования художественных и других изделий. Из папье-маше делают архитектурные детали (например, капители колонн и пилястр), орнаменты, наглядные пособия, муляжи, маски и прочее. Папье-маше лежит в основе японских, китайских, иранских и других восточных лаков, тибетских и монгольских масок. Со 2-й половины 15 в. папье-маше известно в Европе [Мадонна с младенцем (по утраченному оригиналу Донателло), 1450–1500, Лувр, Париж]; с 18 в. из папье-маше делали табакерки, шкатулки, ларцы, чернильные приборы, портсигары и другие изделия, покрытые лаком и украшенные миниатюрами. В России изделия из папье-маше в 18–19 вв. стали расписывать по покрывающему их лаку в Федоскине («лукутинские лаки»), затем в других народных промыслах (Палехская миниатюра, Мстёрская миниатюра, Холуйская миниатюра); с начала 19 в. известны также крупные игрушки из папье-маше, которые производились в Сергиевом Посаде.