Камера-обскура в творчестве Яна Вермеера
Камера-обскура в творчестве Яна Вермеера. Наполненные светом, идеально выстроенные интерьеры на полотнах Яна Вермеера заставляют учёных размышлять об использовании им специальных технических приспособлений для достоверной передачи перспективы и пространственной глубины.
Не сохранилось источников, доподлинно указывающих на творческий метод Вермеера. Среди исследователей существует предположение о том, что он использовал камеру-обскуру – оптическое устройство, позволяющее получать проекцию изображения на плоскости. Так, уже в конце 19 в. американский график Дж. Пеннелл, отмечая крупный масштаб фигуры на переднем плане в картине «Офицер и смеющаяся девушка», предположил, что Вермеер применял некий оптический прибор, в 20 в. эту гипотезу развивали А. Х. Мэр, Л. Гауинг, П. Т. А. Свилленс, Д. Финк, А. А. Миллс. На верность этой гипотезы указывает высокая точность и аккуратность построения перспективы: линии соединяются в единой точке схода, которая, зачастую, играет и сюжетно значимую роль (в «Искусстве живописи» она – на руке Музы, держащей медную трубу, а в картине «Женщина с весами» – там, где героиня держит весы). Более того, несмотря на геометрическую точность композиции, в ней есть искажения, присущие зрительному восприятию через оптические приборы (в том числе линзы в камере-обскуре): расфокусировка предметов на переднем плане (как, например, разноцветные нити пряжи в «Кружевнице»), а также блики света на поверхностях предметов (называемые в фотографии световым ореолом) – знаменитые вермееровские «пуантийе», сформированные точечным белым пигментом («Молочница», «Вид Делфта», «Кружевница») и уникальный тональный диапазон (для освобождения от цветовых искажений, свойственных наблюдению невооружённым глазом, многие мастера последующих эпох использовали «зеркало Клода» – оптический прибор, названный в честь Клода Лоррена). Вполне возможно, что Вермеер использовал систему выпуклых зеркал.
Анализ вермееровской камеры-обскуры с оптическими реконструкциями и детальными математическими вычислениями предложил архитектор Ф. Стедман (Steadman P. Vermeer's camera : uncovering the truth behind the masterpieces. Oxford, 2002). Он предполагает, что художник мог использовать стационарную камеру в виде небольшого закрытого помещения, где размещался сам, а изображение через линзу в одной из стен проецировалось на противоположную (в пользу этого довода говорит то, что действие многих картин происходит в одном и том же интерьере, написаны они с одной и той же точки, и их одинаковый формат соответствует размеру проекции, получаемой на стене такой камеры). Другой тип прибора, который мог использовать художник, – портативная камера-обскура в виде небольшого ящика.
В книге Д. Хокни (Hockney D. Secret knowledge : rediscovering the lost techniques of the old masters. New York, 2001) притягательность большинства шедевров европейской живописи (включая произведения Вермеера) объяснена использованием их создателями оптических приборов (камеры-обскуры, камеры-люциды, линз и сферических зеркал). Этот тезис был негативно воспринят специалистами, а многие аргументы автора – опровергнуты (Д. Сторк и др.).
Ряд крупных учёных (А. Уилок, У. Лидтке, П. Т. А. Свилленс, М. Кемп, М. Уэстерман) указывают на нехарактерные для изображений, полученных с помощью камеры-обскуры, детали произведений Вермеера: расположение световых бликов не соответствует тому, где бы они находились в полученном через линзу изображении, пространственная глубина интерьеров была бы намного меньше, нет и характерного для этого прибора зеркально перевёрнутого (слева направо) изображения. В посмертной описи имущества Вермеера тоже не упоминается никакое оптическое приспособление. Научно-практические эксперименты (например, Д. Финк, 1971; К. Вирт и Т. Коквит, 2006, Т. Дженисон, см. фильм «Вермеер Тима», режиссёр Теллер, 2013) также столкнулись с ограничениями камеры-обскуры. На 2020 г. большинство исследователей согласны, что работы Вермеера могли быть результатом синтеза использования камеры-обскуры (её эстетических эффектов) и собственного художественного метода.