Печати в китайской каллиграфии
Печати в китайской каллиграфии. Печати инь, именуемые также «резьбой [почерком] чжуань» (чжуанькэ), являются важной и обширной сферой каллиграфической традиции Китая. Археологические находки позволяют датировать появление печатей из бронзы концом 2-го тыс. до н. э. Развитие искусства резьбы печатей было непосредственно связано с распространением бумаги. В 14–15 вв. искусство резьбы печатей окончательно вышло за рамки государственного делопроизводства и достигло высшей точки своего развития в контексте частной жизни образованных слоёв китайского общества. Тогда же появились первые коллекционеры печатей. Интерес к такому собирательству не спадает и в начале 21 в., когда печати наряду с личной подписью являются неотъемлемой частью всех типов документов, своего рода «визиткой» китайца в его общественной и частной жизни; по художественным достоинствам печати судят об уровне образования и художественном вкусе её владельца. Существуют именные печати, печати с псевдонимами, должностные печати, печати с названием студии; широко распространены т. н. свободные печати сяньчжан с творческими девизами мастера или заказчика, печати с благожелательными или иными идиоматическими выражениями. Изготовлением печатей занято множество мастеров, а торговля ими составляет значительный сегмент художественного рынка КНР.
Искусство резьбы печатей требует солидной каллиграфической подготовки.
Профессиональная поговорка гласит, что «через каллиграфию приходят в печати; печати из каллиграфии выходят» (и шужу инь, инь цун шу чу). Ещё в 3–4 вв. создатели печатей отказались от древних орнаментальных и фигуративных элементов и начали преимущественно использовать различные варианты почерка чжуаньшу. Зависимость иероглифической пластики от качества работы резцом, ограниченность композиции из знаков малым размером заготовки – всё это обособило печати в отдельный сегмент каллиграфической традиции. В 18–19 вв. исследованию печатей стали придавать особое значение, но китайские знатоки обычно не включали свои тексты по истории и эстетике печатей в трактаты по каллиграфии. Подобная практика продолжается и в современных публикациях.
Иероглифическую композицию для печатей каллиграфы вначале прописывают кистью на бумаге в размер и формат заготовки из камня. Для заготовок обычно используются такие камни мягких пород, как агальматолит (из провинции Фуцзянь), стеатит или пирофиллит (оба из провинции Чжэцзян), реже камни более твёрдых пород – нефрит, кварц, агат и пр. Некоторые мастера режут печати из заготовок, сделанных из серебра, железа, бронзы, дерева, керамики, слоновой кости, рога буйвола и др. Резьба производится по зеркально перевёрнутому отпечатку с бумажного эскиза, при этом резчик удаляет либо фон, и тогда выходит краснознаковая печать чжу вэнь, либо начертание иероглифов, и тогда получается белознаковая печать бай вэнь. Обычно, если «именной» оттиск белознаковый, то «псевдонимный» – краснознаковый, и наоборот. Краснознаковые печати имеют обрамления, выделяющие их на фоне бумаги.
С 14 в. каллиграфы начали сами резать печати из камней мягких пород, что позволило авторам при создании композиций лучше учитывать влияние работы резца на качество каллиграфической пластики. В каллиграфии пластические формы рождаются движениями кисти и следами туши, поэтому требуется «совместное наличие и кисти, и туши» (ю би цзянь ю мо). В печатях функцию туши выполняет красная мастика, а роль кисти переходит к резцу. В подготовительном наброске кисть создаёт конфигурацию черт, а нож в процессе резьбы может делать абрисы линий ровными или нет. Поэтому в искусстве печатей действует правило «нож и кисть присутствуют на равных» (дао би бинцунь). В том же 14 в. распространилась традиция украшать боковые грани «тулова» печати гравированными надписями, иногда с изображением фигур или пейзажей, которые тоже выполнялись автором печати. При публикации красных оттисков печатей в альбомах с их боковых граней снимаются чёрно-белые оттиски. Противоположная печатной – «рабочей» – стороне поверхность заготовки украшалась декоративной резьбой.
В 14 в. изготовлением печатей занялись такие видные каллиграфы и живописцы, как Чжао Мэнфу и Ван Мянь (1287 или 1310? – 1359?).
При династии Мин наиболее прославленными мастерами печатей были Вэнь Пэн (1498–1573), Хэ Чжэнь (около 1530 – 1604) и Су Сюань (1553–1626). В эпоху Цин существовало два основных стиля: школа Чжэ с центром в Ханчжоу (провинция Чжэцзян), основанная Дин Цзином (1695–1765), и направление Вань-пай, оно же Аньхойская школа (Аньхой-пай; провинция Аньхой), лидерами которого были Чэн Суй (1605–1691) и Дэн Шижу. Представители первого направления следовали простоте печатей и стел рубежа эр и воспроизводили сколы и потёртости этих древних произведений, в то время как аньхойские мастера предпочитали более отчётливые и сложные формы. Направление Чжэ-пай представляла группа «Восьми мастеров Силина» (Силин ба цзя). В неё помимо Дин Цзина входили Хуан И (1744 – 1801 или 1802), Си Ган (1746–1803), Цзян Жэнь (1743–1795), Чэнь Юйчжун (1762 – 1802 или 1806), Чэнь Хуншоу (1768–1822), Чжао Чжичэнь (1781–1852) и Цянь Сун (1818–1860). Традицию этих мастеров в начале 20 в. продолжили каллиграфы Силинского общества печатей, возглавляемого У Чаншо.
В 2006 г. член Силинского общества печатей Ло Пэнпэн (род. 1958) организовала в Пекине государственную Китайскую академию искусства резьбы печатей (Чжунго чжуанькэ ишу юань), которая входит в состав Китайской академии художеств (Чжунго ишу яньцзю юань). Всего в начале 2020-х гг. в КНР насчитывается свыше 300 региональных общественных объединений и государственных организаций, занимающихся популяризацией, преподаванием и исследованием искусства резьбы печатей. Сочетание общественной и государственной поддержки резчиков печатей способствует процветанию древнего искусства печатей и в 21 в.