Кумарасвами Ананда
Кумарасва́ми Ана́нда (Ананда Кентиш Кумарасвами, Ananda Kentish Coomaraswamy) (22.8.1877, Коломбо, Британский Цейлон, ныне Шри-Ланка – 9.9.1947, Нидем, Массачусетс, США) – геолог, историк и теоретик искусства, религиовед, философ, метафизик, эзотерик. Один из первых интерпретаторов древнеиндийского искусства на Западе. Наряду с Р. Геноном, Ю. Эволой и Ф. Шуоном является одним из ключевых представителей интегрального традиционализма. Занимался вопросами традиционного искусства, эстетики и мифологии. В поздний период творчества работал в области сравнительного религиоведения, в котором придерживался перенниалистского подхода.
Биография
Кумарасвами родился в семье тамильского высокопоставленного юриста, переводчика, писателя, драматурга и политического деятеля М. Кумарасвами (1834–1879) и его супруги – англичанки леди Э. Биби, одной из фрейлин королевы Виктории. После смерти отца в 1879 г. вместе с матерью отправился в Англию, учился в Уиклифф-колледже в Глостершире. В Уиклифф-колледже Кумарасвами овладел несколькими языками: латынью, древнегреческим, французским, исландским. Мыслитель оттачивал навыки полиглота в течение всей жизни, по разным оценкам он знал до 36 языков. В 1900 г. окончил Лондонский университет по направлению геологии и ботаники. В 1902 г. переехал на Цейлон, где возглавил минералогический музей. В 1903–1906 гг. работал над созданием Минералогической службы Цейлона. Открыл два минерала: серендибит и торианит. Состоял в переписке с М. Кюри. Работы в сфере минералогии принесли Кумарасвами докторскую степень, которую он получил в 1906 г. Параллельно активно изучал традиционное индийское искусство. К этому времени относятся две первые значительные монографии Кумарасвами: «Средневековое сингальское искусство» (1908) и «Цели индийского искусства» (1908). На раннем этапе творчества испытал сильное влияние эстетики и теории У. Морриса.
В период пребывания в Индии Кумарасвами был близок к кругу Р. Тагора и к индийскому национально-освободительному движению свадеши, в которых происходило формирование его антиколониальных и антимодернистских настроений. Участие в национальном движении укрепило Кумарасвами в мысли о необходимости защиты и охраны культурных памятников Индии.
В 1906 г. вернулся в Лондон в надежде привлечь внимание Запада к индийскому искусству. По его воспоминаниям, «тогда этим интересовались только археологи» (Цит. по Havell E. B. Indian Art at the Oriental Congress // The Modern Review. 1908. Vol, 4. № 4. P. 277). Это отчасти удалось – Кумарасвами оказал влияние на скульпторов Э. Гилла и Дж. Эпстайна, бывших заметными фигурами британского модернизма, которые использовали в своих работах некоторые элементы древнеиндийской эстетики. В 1910 г. мыслитель принял участие в публичной дискуссии вокруг индийского искусства на страницах «Таймс», которая имела широкий общественный резонанс. Труды Кумарасвами в области искусства позволили развеять негативное мнение западных критиков о ценности и природе индийского искусства. Последующие годы Кумарасвами, женившись на англичанке Э. Э. Ричардсон, провёл в путешествиях между Лондоном и Кашмиром. Ричардсон увлекалась традиционной индийской музыкой и давала концерты под сценическим псевдонимом Ратан Деви, Кумарасвами сопровождал её в поездках. В 1917 г., во время гастролей Р. Деви в США, Кумарасвами получил предложение возглавить отдел индийского искусства в Музее изящных искусств в Бостоне, штат Массачусетс. Это предложение было принято – пара осталась в США, и все последующие годы жизни Кумарасвами провёл в Массачусетсе. В Бостонский музей изящных искусств Кумарасвами также перевез свою богатейшую коллекцию индийских предметов искусств, собранную во время поездок на родину. До отъезда в США Кумарасвами поддерживал дружеские отношения с ирландским поэтом У. Б. Йейтсом.
В 1933 г. Кумарасвами был переведен из статуса куратора в статус исследователя индийского, персидского и магометанского искусства при том же музее. В этой должности он проработал до конца жизни.
Кумарасвами скончался в Нидеме, штат Массачусетс, в возрасте 70 лет.
Философские идеи
Ключевая философская идея Кумарасвами – это применение методов сравнительной философии для поиска общих для всех мировых культур традиционных основ, их анализ, категоризация и осмысление. В своих многочисленных религиоведческих, историко-культурных и философских работах Кумарасвами определил ряд символов, общих для восточных и западных духовных культур: солнечный символизм, миф о Великом потопе, символизм колеса, миф о небесной обители, символизм огня и прочие. Согласно мыслителю, указанные символы свидетельствуют об общих («традиционных») для всех развитых мировых культур идеях, переданных посредством мифологии, фольклора и традиционного искусства. Из этого Кумарасвами вслед за Геноном делает вывод о едином изначальном основании мировой духовной культуры (sophia perennis – изначальная мудрость), которое стилистически (но не концептуально) различно отображалось в религиях, культуре и искусстве Востока и Запада.
Кумарасвами решительно опровергал принятые в его время в западной науке подходы к категоризации духовных учений по принципам принадлежности к конкретному региону, эпохе и культурной семье. Он утверждал, что задачей подлинного религиоведения является вычленение универсальных, общих для всех духовных традиций принципов из мифологического и эстетического материала.
Во время своих путешествий по Индии Кумарасвами получил яджнопавиту, что свидетельствует о его глубокой вовлеченности в индусскую традицию, однако в течение жизни он обращался и к иным традициям и учениями – буддизму, христианству, исламу, неоплатонизму. Изучал и комментировал тексты Аврелия Августина, Фомы Аквинского, Платона, Плотина, Майстера Экхарта, Ади Шанкары, Джалал ад-Дина Руми. Особое внимание Кумарасвами уделял неоплатонизму и буддизму.
Работы Кумарасвами стилистически отличны от трудов Генона и Эволы. Из всех представителей интегрального традиционализма именно Кумарасвами уделил наибольшее внимание искусству и вопросам традиционной эстетики.
Рецепция
Как историк искусства Кумарасвами был одним из пионеров сближения культур Востока и Запада, разъяснявшим западному читателю на высоком академическом уровне сущностное сходство восточных и западных духовных традиций. Был видным популяризатором восточных духовных культур в США. В Индии широко известен как влиятельный специалист в области национального искусства. Кумарасвами в период 1908–1947 гг. написал более 900 работ, в это число входят отдельные статьи и книги. Часть трудов из этого колоссального наследия переиздается до сих пор. При жизни Кумарасвами пользовался большим академическим авторитетом, в первую очередь как автор значительных трудов по искусствоведению, Мирча Элиаде называл его «одним из самых образованных и творчески оригинальных ученых современности» (Цит. по Сэджвик. 2014. C. 190).
Оказал влияние на С. Х. Насра, У. Перри, Ф. Шуона и прочих представителей традиционалистского интеллектуального течения. Под влиянием Кумарасвами Генон пересмотрел свой взгляд на буддизм, который долгое время отвергал и считал лишь еретическим ответвлением в индусском мире.
Среди испытавших влияние Кумарасвами можно также назвать индолога, специалиста по сравнительному религиоведению А. Шарма; американского антрополога Дж. И. Брауна; писателя, путешественника, исследователя Тибета М. Паллиса. Сохранением творческого наследия Кумарсвами занимался его сын Рама Кумарасвами (1929–2006), написавший также целый ряд исследований с традиционалистских позиций.
Труды Кумарасвами по геологии о. Цейлон (Шри-Ланки) до сих пор остаются востребованными и переиздаются.