Коржев Гелий Михайлович
Ко́ржев Ге́лий Миха́йлович (Гелий Михайлович Коржев-Чувелёв) (7.7.1925, Москва – 27.8.2012, там же; похоронен на Алексеевском кладбище в Москве), российский живописец и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1970), народный художник РСФСР (1972), народный художник СССР (1979). Представитель сурового стиля.
Отец – архитектор М. П. Коржев, один из основоположников ландшафтной архитектуры в СССР. Мать – Серафима Михайловна Коржева, урождённая Чувелёва (1896–1986) – учитель русского языка и литературы.
Г. М. Коржев с детства занимался рисованием: в 1933 г. посещал детскую студию Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, в 1936–1939 гг. обучался в художественной студии при Доме художественного воспитания Фрунзенского района в классе А. П. Сергеевой, ученицы В. А. Серова и К. Ф. Юона. В 1939 г. поступил в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ), где учился у В. В. Почиталова, М. В. Добросердова, П. Т. Кошевого и А. О. Барща. В 1941 г. участвовал в выставке учеников МСХШ «Юные дарования» в залах Московского союза советских художников. 25 сентября 1941 г. вместе с учениками МСХШ уехал в эвакуацию в село Воскресенское Мелеузовского района Башкирской АССР, где продолжил учиться живописи вместе с А. П. Ткачёвым, В. Ф. Стожаровым, В. Н. Гавриловым, В. И. Ивановым, П. П. Оссовским, И. А. Поповым, В. З. Пурыгиным, Л. А. Шитовым. В Воскресенском писал сцены из деревенской жизни, портреты жителей села, создал первый известный автопортрет (1941, частное собрание). В 1942 г. его работы экспонировались на выставке учеников МСХШ в Уфе, в 1943 г. – в выставочном зале союза «Всекохудожник» и Третьяковской галерее (ГТГ) в Москве. В мае 1943 г. вернулся из эвакуации. В Московском государственном художественном институте продолжил учиться у Почиталова, также его преподавателями были С. В. Герасимов и Н. Х. Максимов (1944–1950). В 1945 г. участвовал в распаковке вывезенных из Германии произведений Дрезденской картинной галереи (хранились в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина до 1955).
В 1948 г. Коржев написал картину «Эвакуация» (у картины ныне существуют два варианта датировки: 1948 или 1985; частное собрание). Искусствовед А. Д. Боровский увидел в ней отсылку к реальному историческому событию – эвакуации советских войск из Крыма на Таманский п-ов в мае 1942 г., а также отметил кинематографичность композиционного построения: способность художника «к панорамному охвату, к эффектам высвечивания <…> смысловой и эмоциональной концентрации <…> и, главное, к работе с людскими массами» (Боровский. 2016. С. 14).
В 1951 г. Коржев работал над панно для павильона «Земледелие» Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в бригаде художника П. П. Соколова-Скали вместе с живописцами Стожаровым, Оссовским, Д. Д. Жилинским. В 1952 г. совместно с Оссовским выполнил иллюстрации к сборнику рассказов А. П. Гайдара для издательства «Детгиз» (1954).
Сюжет и композиция картины «В дни войны» (1954, Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент) отсылают к работе «Первый лозунг» Н. Б. Терпсихорова (1924, ГТГ): Коржев изобразил художника, застывшего в раздумьях перед пустым белым холстом. В эскизе 1952 г. на этом холсте был написан портрет И. В. Сталина, однако после смерти вождя в 1953 г. первоначальный замысел картины изменился.
С 1950-х гг. Коржев обращался к бытовому жанру: «Уехали» (1952–1956), «Осень. Когда уходит чувство» (1955; местонахождение обоих полотен неизвестно), «Соседка» (1954), «В приёмной» (1957), «Утро» (1958, все – частное собрание).
Во 2-й половине 1950-х – 1960-х гг. Коржев побывал в Италии (1956), Сирии и Ливане (1957), Франции (1959), Великобритании (1960), Нидерландах (1968). Вскоре после итальянской поездки он написал картину «Влюблённые» (1959, Русский музей, ГРМ), в которой прослеживается влияние кинематографа итальянского неореализма.
Революционная и военная темы в творчестве
Триптих «Коммунисты» (ГРМ), посвящённый героике Октябрьской революции 1917 г. и Гражданской войны 1917–1922 гг., состоит из полотен «Интернационал» (1957–1958), «Поднимающий знамя» (1960) и «Гомер (Рабочая студия)» (1960). Его центральная часть – «Поднимающий знамя» – по композиции и пластическому решению мужской фигуры отсылает к скульптуре И. Д. Шадра «Булыжник – оружие пролетариата» (1927, ГТГ). В этом полотне проявились черты, характерные для всего последующего творчества Коржева: построение композиции по принципу кинокадра, изображение героя крупным планом, материальная осязательность и фактурность живописи. Так, искусствовед Т. С. Кружкова отметила ряд параллелей с кинематографом: фильмами «Мать» режиссёра В. И. Пудовкина (1926), «Коммунист» Ю. Я. Райзмана (1957), «Горький рис» Дж. Де Сантиса (1949) (Гелий Коржев. 2016. С. 82). За триптих «Коммунисты» в 1961 г. Коржев награждён золотой медалью Академии художеств СССР, в 1966 г. – Государственной премией РСФСР имени И. Е. Репина.
В 1961 г. под впечатлением от поездки в Лондон Коржев создал картину «Художник» (ГТГ). В СССР работа была воспринята как критика буржуазного общества, в котором художник вынужден рисовать на асфальте в надежде на подаяние. В 1962 г. картина экспонировалась на 31-й Венецианской биеннале. В том же году Коржев принял участие в выставке «30 лет МОСХ» в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве с работой «В дороге» (Самарский областной художественный музей).
Коржев называл своё поколение «пронизанным войной», военная тематика занимала значительное место в его творчестве: серия «Опалённые огнём войны» («Мать», 1964–1967, ГТГ; «Следы войны», 1965; «Старые раны», 1967; «Проводы», 1967, все три – ГРМ, «Заслон», 1967, Национальный музей «Киевская картинная галерея»), «Облака 1945 года» (1980–1985, ГТГ), «Победа живых и мёртвых (Памяти павших)» (2001, Институт русского реалистического искусства, ИРРИ, Москва).
Социальная тема в творчестве
С середины 1970-х гг. в творчестве Коржева появились работы на социальную тему. Позднее он сам называл своё искусство «социальным реализмом», в отличие от термина социалистический реализм, понимая под этим словосочетанием изображение «жизни человека во всей её сложности» (Гелий Коржев. 2016. С. 197). Художник утверждал: «Соцреализм неправильно назван. Нужно было назвать социальным реализмом. Социализм направлен на политику, а должен быть направлен на социальные вопросы общества. Тогда он будет силен» (Дьяконицына. 2016). К работам этой темы принадлежат «Встань, Иван!» (1997), «На лесоповале» (2003), «Лишённая родительских прав» (2006, все – ИРРИ). В ряде поздних картин повседневность и жанризм соседствуют с макабрическими образами: «На троих» (1987, ГТГ), «Скорбный дуэт» (2006, частное собрание).
Цикл «Тюрлики»
В середине 1970-х – 1990-х гг. Коржев работал над циклом «Тюрлики»: «Голубой огонёк» (1976, частное собрание), «Тюрлики №1: Старая кокетка» (1985, Музей русского искусства, Миннеаполис), «Раздумье» (1982), «Мутанты (Тюрлики)» (1993, обе – частное собрание) и др. Герои цикла – гротескные существа-монстры, занятые бюрократическими и обыденными делами: выступлением на трибуне, награждением победителей, посещением парикмахерской, распитием алкоголя. Появление «Тюрликов» художник объяснял случайностью: он рисовал вместе с внуком Иваном и придумал этих фантастических существ, чтобы развлечь ребёнка. Однако в некоторых работах («Триумфатор», 1993–1996, Музей русского искусства) присутствуют исторические детали, указывающие на политическое содержание «Тюрликов». В цикле отразилось разочарование художника в современном обществе и его размышления о социальном упадке. А. Д. Боровский отметил, что тема мутаций интересовала советских художников с 1960-х гг., и поместил «Тюрликов» в контекст более ранних образов советского неофициального искусства: «агрессивных до- или послечеловеков Олега Целкова, неандертальцев Евгения Чубарова, как бы вынырнувших из кипящей биомассы уродцев Владимира Янкилевского, <…> буйных гуляк, блатных и убогих Владимира Пятницкого, Владимира Титова и Вячеслава Калинина» (Боровский. 2016. С. 26). Историк искусства С. Бурини предлагает рассматривать цикл «Тюрлики» в контексте искусства постмодернизма и связывает его с графической серией «Бестиарий» Д. А. Пригова, монстрами в инсталляциях Г. Брускина, фантастическими существами М. Барни, скульптурами Д. Альтмейда, Р. Пондик и П. Пиччинини, инсталляцией «Трагические анатомии» братьев Д. и Дж. Чепменов (1996), а также проводит параллель с российским кинематографом «от Сокурова до Алексея Балабанова» (Бурини. 2016. С. 32–35).
Натюрморты
С середины 1970-х гг. Коржев писал натюрморты в традиционной реалистической манере: мир на них предстаёт подчёркнуто упорядоченным. По словам художника, в работах этого жанра он ставил перед собой задачу создания психологического портрета: требовалось «определить состояние человека, чьи вещи будут изображены, его дела, мысли, характер жизни и даже то, что могло случиться за некоторое время до того, как увидел зритель» (Гелий Коржев. 2016. С. 165). В натюрмортах с изображёнными на тёмном фоне предметами («Супница и горшки», 1985, ГТГ) прослеживается увлечение автора испанскими бодегонами Ф. Сурбарана и Х. Санчеса Котана.
Цикл о Дон Кихоте
К 1970-м – 1980-м гг. относится серия работ о Дон Кихоте: «Дон Кихот и Дама» (1982), «Дон Кихот и Санчо Панса» (1984), «Дон Кихот и Санчо» (1985, все – частное собрание), «Дон Кихот поверженный» (1986–1990, Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко), «Монах и рыцарь», «Дульсинея и рыцарь» (оба – 1997–1998, частное собрание). Об этой серии Коржев вспоминал: «Я много раз рисовал своего отца <…> постепенно складывался образ отца и таинственным образом всё более и более сливался в моем воображении с образом Дон Кихота. Толчком, наверное, послужило действительно внешнее сходство отца со знаменитым рыцарем <…> сходство внешнее в течение 10-летий перерастало в глубокое сходство, внутреннее» (Гелий Коржев. 2016. С. 124).
Библейский цикл
С 1980-х гг. и до конца жизни Коржев работал над библейским циклом: «Искушение» (1985–1990), «Благовещение» (1987–1990), «Иуда» (1987–1993), «В тени креста» (1998–1999), «Осень прародителей (Адам и Ева)» (1997–2000), «Пророк» (2011), «Последние часы на земле» (2012, все перечисленные работы – частное собрание) и др. Эту серию художник называл «Библией глазами соцреалиста», подчёркивая собственную дистанцию по отношению к сюжетам Священной истории (это определение дало название выставке этих картин в ИРРИ в 2012). При создании библейских образов Коржев придерживался характерной манеры письма: использовал кинематографические принципы при построении композиций, пейзажный фон писал обобщённо, а карнации и предметы, наоборот, фактурно. Искусствовед К. В. Карпова отмечает сходство методов работы Коржева и русских художников середины – 2-й половины 19 в.: А. А. Иванова, В. Д. Поленова, И. Н. Крамского и Н. Н. Ге. Подобно им, Коржев работал живописными циклами, создавал множество эскизов и текстовых описаний, раскрывающих замысел художника, а также развивал индивидуальное прочтение библейской темы (Карпова. 2016).
Начиная с 2000-х гг. работы Коржева экспонировались на международных выставках: «Москва – Berlin / Берлин – Moskau. 1950–2000» (Мартин-Гропиус-Бау, Берлин, 2003, Исторический музей, Москва, 2004) и др.
Г. М. Коржев преподавал курс живописи в Московском высшем художественно-промышленном училище (1951–1958, 1964–1984), с 1966 г. – профессор, заведующий кафедрой монументально-декоративной живописи. Руководил творческой мастерской в Академии художеств СССР (1968–1976). Среди его учеников – Т. Г. Назаренко.
Государственная премия СССР (1987), премия имени М. А. Шолохова (2003).
Награждён орденами Трудового Красного Знамени (1971), Ленина (1985), Дружбы (1995).
В 2016 г. в Третьяковской галерее прошла посмертная ретроспективная выставка Коржева, на которой его искусство рассматривалось шире, нежели явление позднесоветского социалистического реализма: он был показан как художник-экзистенциалист, запечатлевший «душевные травмы, страхи, надежды и отчаяние ХХ века» (Гелий Коржев. 2016. С. 6).
Его жена (с 1946) – Кира Владимировна Коржева (урождённая Бахтеева; 1923–2007), живописец, член Союза художников СССР (с 1964). Их дочери: Ирина Гелиевна Коржева (род. 1953) – художник по стеклу; Анастасия Гелиевна Коржева (род. 1964) – живописец. Внук Иван Владимирович Коржев (род. 1973) – скульптор.