Турция. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Ту́рции, художественная культура Турции с древнейших времён до современного периода.
Каменный век и энеолит
Древнейшие памятники искусства в регионе (поздний палеолит) – костяная антропоморфная фигурка, украшения из моллюсков и клыков животных (пещера Караин), украшения из просверленных морских раковин (пещера Учагызлы, Юго-Восточная Турция). К позднему палеолиту и мезолиту относятся антропо- и зооморфные петроглифы (плато Тыршин и Геварук в Юго-Восточной Турции), схематично прочерченные и выполненные красками из окиси марганца и красной охры изображения креста, людей в рогатых головных уборах, горных козлов, быков и другие антропо- и зооморфные фигурки из кремния и песчаника, ранние образцы керамики в пещере Бельдиби (Анталья). В докерамическом неолите в поселениях (Чайоню-Тепеси, Невали-Чори, Джафер-Хююк и др.) и сакральных центрах (Гёбекли-Тепе, Карахан-Тепе и др.) Юго-Восточной Анатолии распространились структурированная застройка, мегалитическая культовая архитектура, антропо- и зооморфная скульптура, покрытые рельефами стелы и плиты, каменные и глиняные фигурки людей и животных, сюжетные выгравированные и рельефные изображения на каменных изделиях.
В керамическом неолите сформировались центры производства расписной керамики, оказавшие влияние на искусство Юго-Восточной Европы, среди них – Чатал-Хююк с оформлением домов моно- и полихромными росписями, рельефами с использованием камня, гипса, глины, рогов, черепов, челюстей животных и, возможно, тканями, представлявшими в том числе сложные символические и сюжетные композиции; с каменными и костяными резными печатями, оружием и украшениями (с применением меди, свинца, панцирей черепах, раковин и др.). В Чатал-Хююке преобладали образы быка и других диких животных, хищных птиц; известна глиняная статуэтка сидящей «богини-матери» с хищниками семейства кошачьих по обе стороны от неё (Музей анатолийских цивилизаций, Анкара).
Искусство позднего неолита Юго-Западной Анатолии представлено антропоморфными наскальными росписями красной охрой (Мугла, Латмос); глиняными женскими статуэтками («богиня» верхом на леопарде; стоящая, сидящая, полулежащая, иногда держащая на руках ребёнка или детёныша леопарда), сосудами с росписью растительным и геометрическим орнаментом, в том числе зоо- и антропоморфным (Хаджилар и др.); на юго-востоке региона – расписной керамикой с сюжетными композициями, мелкой антропо- и зооморфной каменной пластикой культуры Халаф (Домузтепе и др.). В энеолите на востоке региона появились форпосты цивилизации Шумера, формировались местные протогородские центры (Арслантепе и др.).
Искусство и архитектура с конца 3-го тыс. до н. э. до 21 в.
С конца 3-го тыс. до н. э. в Центральной (Каппадокия) и Восточной Анатолии развивались художественная культура ранних ассирийских торговых колоний (Каниш), искусство хеттов и созданных ими государств (см. Хеттское царство); раскопки их столиц – Алалах, Хаттуса, ныне находящийся в Северной Сирии Каркемиш – открыли остатки крепостных сооружений и дворцово-храмовых комплексов, монументальную каменную скульптуру и другие памятники. На западном побережье в 3-м – 2-м тыс. до н. э. развивались местные формы эгейской цивилизации (Троя). В конце 2-го – 1-м тыс. до н. э. искусство Фригии, Ликии (Ксанф, Миры Ликийские), Лидии испытало значительное воздействие древнеперсидской и греко-римской художественной культуры. В греческих полисах Ионии (Эфес, Милет, Галикарнас) и столицах государства Селевкидов (Антиохия) и Пергамского царства (Пергам) сложились центры восточноэллинистического искусства. Его образец – комплекс на горе Немруд-Даг, возведённый царём Коммагены Антиохом I. В период владычества Рима античные города Малой Азии пережили новый расцвет, украсились ансамблями пышно оформленных зданий со скульптурой и мозаиками, форумами, храмами, колоннадными улицами, триумфальными арками, театрами, термами, стадионами и т. д., были снабжены акведуками; центром римской провинции являлся г. Анкира (ныне Анкара). Сохранились руины римских сооружений в Сиде, Иераполисе и других поселениях, также произведения скульптуры, напольные мозаики, керамика.
С распространением христианства и возникновением Византии со столицей в Константинополе бо́льшая часть Малой Азии стала метрополией византийского искусства. В европейской и азиатской частях Турции сосредоточены основные памятники архитектуры, изобразительного и декоративного искусства Византийской империи. Восточные области Турции богаты памятниками армянской архитектуры (храмы в Ани, на о. Ахтамар, в Карсе, Козане, Ошки, в селе Ишхан).
С конца 11 в. территории Восточной Турции включены в состав Конийского (Румского) султаната; укреплялись города (Диярбакыр, Битлис, Мардин), возводились мечети, медресе, мосты. Возвышение в 11 в. сельджукских династий (см. также Сельджуки, Сельджукиды) способствовало сложению местных художественных школ; из Ирана заимствована айванная композиция зданий, мечетей и медресе (Чифте-Минарели-медресе в Эрзуруме, середина 13 в., и др.). Городские кварталы нередко формировались вокруг мощных цитаделей с дворцом и главной мечетью (Конья, Кайсери, Эрзурум); строились лишённые двора мечети с ограниченным использованием куполов (Кайсери, Эрзурум). В 12–13 вв. возведены наиболее значительные памятники Конийского султаната, сформировался тип мечети со световой ячейкой в интерьере: в столице – Конье, Кайсери, Нигде, ансамбль Большой мечети и госпиталя в Дивриги. Сложились типы купольного медресе (Каратай и Индже-Минаре в Конье) и караван-сарая (Аксарай, Бейшехир); строились загородные дворцовые комплексы. Специфическим сельджукским типом архитектуры стали центрические, круглые либо многоугольные в плане мавзолеи, перекрытые шатровыми сводами. Большое внимание уделялось оформлению фасадов построек и выделению порталов, украшению их резьбой по камню, растительным или эпиграфическим орнаментом, изразцами; применялась монохромная инкрустация камнем (приём аблак). В керамике использовались роспись до семи цветов с двумя обжигами (техника минаи), полихромные подглазурные росписи, люстр, орнаментальные и фигуративные изображения. После распада Конийского султаната в начале 14 в. художественные школы анатолийских эмиратов развивали наследие сельджукского, византийского, сирийского, иранского искусства. Интерьеры мечетей дополнялись развитыми подкупольными пространствами (Актекке в Карамане, Ильяс-бей в Балате), в том числе с октагональным расположением опор (Большая мечеть в Манисе), получили развитие конструкции кирпичных сводов и куполов (сферические тромпы, паруса). Развивалось ковроделие; в ранних турецких коврах различные традиции стилизации (тюркские, персидские и др.) изображений животных сочетались с орнаментальными мотивами.
На землях Османского государства сильно выразилось влияние византийской культуры. Сохранились христианские монастыри, храмы (пещерные храмы Гёреме и др.), ансамбли монументальной живописи, скульптура, иконы. Ядром городов часто оставались византийские крепости (Бурса, с 1326 первая столица Османского государства; Изник). Особое значение приобрели культовые комплексы куллие, вокруг которых создавались водопроводы, бани, благотворительные столовые, караван-сараи, возникали новые жилые кварталы. Сформировался тип компактной купольной мечети с портиком (Хаджи-Озбек в Изнике, Алааддин в Бурсе), где подкупольное пространство окружалось глубокими айванами (Орхание, Йылдырым, Мурадие в Бурсе и Мурадие в Эдирне); их внутреннее пространство расширялось (Зелёная мечеть в Изнике, Уч-Шерефели в Эдирне). В начале 15 в. предпринимались попытки создания огромных зальных пространств за счёт умножения числа одинаковых планировочных ячеек (Большая мечеть в Бурсе, Эски-джами в Эдирне). С 15 в. кирпичная и каменная кладка зданий часто скрывалась мраморной облицовкой с тонкой резьбой; в архитектуре широко использовались античные и византийские элементы. Перенесение столицы в Стамбул (Константинополь) сопровождалось строительством новых крупных центральнокупольных мечетей (мечетей турецкого типа; Эюп, Фатих, Баязид) – с просторным купольным залом и сводчатыми боковыми нефами, предварённых двором со сводчатыми галереями, по углам которого установлены минареты. Первым дворцовым зданием Стамбула стал Изразцовый павильон (1472), фасад которого оформлен по венецианским образцам.
В классический период османской архитектуры (16–17 вв.) кульминацией развития темы государственной Большой мечети стали работы Синана. Изучив конструкции храма Святой Софии в ходе реставрационных работ, зодчий воспроизвёл их, визуально расширяя интерьер и дополнив купольными перекрытиями нефов и галерей двора (Сулеймание в Стамбуле и др.). Образец типа куллие – комплекс Селимие в Эдирне. В начале 17 в. на основе конструктивных схем Синана возведена Голубая мечеть (Султанахмет) в Стамбуле. Крупнейшим архитектурным комплексом в 16–19 вв. был дворец Топкапы.
Османская миниатюра возникла под влиянием тебризской школы миниатюры; влияние европейской живописи обусловило её более светский характер, стремление фиксировать исторические события и сюжеты придворной жизни [Синан-бей, Нигари (Хайдар Реис), Осман]. К 16 в. сложился придворный стиль иллюстрирования хроник, основанный на ритмических повествовательных фризах, с интересом к деталям и резкими контрастами цветовых пятен («История султана Сулеймана», «Сур-наме»). Особым жанром стала «топографическая картина», своеобразный городской пейзаж, где комбинировались разные точки зрения (Матракчи Насух). В 18 в. под воздействием французского искусства появились жанр «галантных празднеств» и женские портреты, использовались светотеневая моделировка и линейная перспектива (Левни, Абдулла Бухари). Отдельным ремеслом было орнаментальное украшение манускриптов с использованием золота (тезхип; мастер Карамеми).
Широкое развитие получила каллиграфия на основе арабского письма; переписчики Корана 16–17 вв. развивали и совершенствовали традиционную арабскую манеру (Хамдулла, Ахмед Карахисари, Хафиз Осман). Каллиграфические панно из различных материалов, в том числе с зеркальными надписями (приём ойна), как правило, являлись частью архитектурного декора; была разработана особая каллиграфическая композиция тугра (личная подпись – печать султана).
В турецкой керамике (полуфаянсах) 16–17 вв. применялись росписи кобальтовыми красками по белому ангобу с арабесковыми и цветочными мотивами (мастерские Изника); ограниченно использовалось золочение; влияние оказали китайские образцы. Миниатюрные изделия с пёстрыми стилизованными цветами изготовлялись в Кютахье специально для экспорта в Европу.
Ковроделие развивалось как в дворцовых, так и в мелких мастерских, демонстрируя региональные отличия (Миляс, Ушак, Каппадокия, Карс, Курдистан); наряду с чеканным и инкрустированным оружием, турецкие ковры были важным предметом экспорта и коллекционирования, с 17 в. они использовались в европейских интерьерах барокко и рококо. В 19 в. появились фабрики (Хереке), обеспечивавшие двор коврами в традиционном стиле.
Влияние европейского барокко на архитектуру распространилось в Турции с 18 в.: использование высоких профилированных цоколей, криволинейные поверхности фасадов, изогнутые фризы, волюты, широкие выносные карнизы, новое решение верхнего естественного освещения (мечети Аязма и Лалели в Стамбуле). Столичные дворцы «османского рококо» (Хумаюнабад, Ферахабад) возводились по французским образцам. В мечети Нуруосмание в Стамбуле (1755) купол поднят на стрельчатых арках, что позволило разместить пять рядов световых проёмов, двор приобрёл полукруглое очертание. «Вестернизация» 19 в. способствовала строительству новых дворцов на берегах Босфора по классицистическому плану, с оформлением в европейском вкусе. Подражание западным резиденциям проявилось в столичных работах придворных архитекторов династии Бальян (Долмабахче; Бейлербей, 1865; Чираган, 1867). В мечетях при сохранении зально-купольного типа использовались европейские конструкции, позволившие облегчить стены и улучшить освещение, и элементы классицистической декорации (Нусретие, 1826; Ортакёй, 1854; все – в Стамбуле). Тип «османской мечети» распространился в провинции (современные балканские страны, Египет). Как дань историзму в Стамбуле появились отдельные здания в стиле неоготики, возводившиеся европейскими мастерами (вокзал Сиркеджи, церковь Святого Антония Падуанского, болгарская и англиканская церкви). В конце 19 в. официальная доктрина османизма и идеи тюркизма, а также реставрация зданий 16–17 вв. побудили архитекторов обратиться к поискам национального стиля (т. н. Первое национальное движение), выразившегося в активном использовании «тюркских» элементов (выносные деревянные карнизы, шлемовидные купола, щипцовые порталы, изразцовые панно). Неоосманский стиль использовался в оформлении как культовых, так и гражданских построек (архитекторы Дж. Монджери, Ведат Тек, Ахмед Кемаледдин, Салим-бей). С конца 19 в. учреждены Академия изящных искусств (1882), Школа гражданских инженеров (1883), Ассоциация архитекторов и инженеров (1908); в 1914 г. в Стамбуле по инициативе художницы Михри Мюшфик Ханым основана Женская академия изящных искусств.
Стажировка турецких художников в Европе способствовала появлению в живописи классических жанров, новых техник и приёмов письма (Сулейман Сейид-бей, Осман Хамди-бей, Шекер Ахмет-паша). Значительное влияние на сложившуюся вокруг живописца И. Чаллы группу (Х. А. Лифиж, Н. З. Гюран, Ф. Дуран, Н. Исмаил, Х. Онат) оказал импрессионизм, в его русле они писали пейзажи, натюрморты, портреты; эти мастера образовали Общество османских художников (основано в 1908–1909; с 1921 – Общество турецких художников, с 1926 – Союз турецкого изящного искусства, затем Союз изящных искусств, существовал до 1940-х гг.). Турецкая скульптура ориентировалась прежде всего на неоклассицизм (Ервант Оскан, Ихсан Озсой). После перехода турецкого языка на латиницу каллиграфия сохранилась как часть традиционного искусства.
В 1920-е гг. неоосманский стиль продолжал использоваться в государственном строительстве (А. Коюноглу, Ведат Тек, Ахмед Кемаледдин). С конца 1920-х гг. образцом для «новой архитектуры» стал модернизм; важный вклад внесли работавшие в Турции европейские мастера (К. Хольцмайстер, Э. Эгли, Б. Таут, И. С. Николаев); конкурсные проекты реализовывались в Анкаре и Измире. Однако с конца 1930-х гг. турецкие архитекторы искали способы выражения региональных особенностей в современной архитектуре (т. н. Второе национальное движение), в том числе жилой (Э. Онат, С. Х. Эльдем, Т. Джансевер), не отвергая при этом принципов современного движения. Характерный памятник этого периода – Аныткабир, мавзолей Мустафы Кемаля Ататюрка в Анкаре (1944–1953; архитекторы Э. Онат, О. Арда). Большое внимание уделялось реставрации памятников и музейному коллекционированию.
Союз независимых живописцев и скульпторов (1928–1946) заявил о праве художника на независимое творчество. Среди его ключевых членов, работавших под влиянием европейского постимпрессионизма и сезаннизма, были художница Х. Асаф, живописцы Ш. Акдик, А. Авни Челеби, З. Коджамеми, Р. Эпикман, М. Себати, Н. Берк. «Группа Д» (1933–1947) опиралась на достижения авангарда (в частности, экспрессионизма, кубизма и конструктивизма): живописцы Н. Берк, Дж. Толлу, З. Ф. Изер, А. Дино, С. Беркель, Б. Р. Эюбоглу, художница и мастер мозаики румынского происхождения Э. Эюбоглу (Э. Летони, или Лейбович), скульптор З. Мюридоглу; вместе с этим объединением выставлял свои работы и Т. Заим, автор сцен из крестьянской жизни под влиянием традиций миниатюры.
«Новая группа» (1941–1947; Н. Ием, Ф. Башага, А. Арбаш, С. Туран) посвящала свои работы социальным темам. «Группа десяти» (1946–1955) во главе с Б. Р. Эюбоглу вдохновлялась народным искусством Анатолии в поисках новой национальной художественной идеи. Развивалась скульптура (Х. Анка-Озкан, Х. Атамулу, Н. Суман, А. Х. Бара).
С 1950-х гг. в архитектурных проектах модернизм нередко приспосабливался к национальным традициям с помощью сельджукских и османских образцов; уделялось внимание как современным, так и традиционным материалам, принципам экологичности, сохранению исторической городской среды; работали архитекторы С. Х. Эльдем, В. Далокай, Б. Чиниджи, Х. Тайла, Х. Табанлыоглу, М. Хепгюлер. Приёмы оформления культовой турецкой архитектуры используются в различных странах, в том числе в России. В 21 в. работают архитектурные бюро Emre Arolat Architects, Tabanlıoğlu Architects и др.
В 1950-е гг. многие живописцы обратились к абстракционизму, порой опираясь на традиции каллиграфии: З. Ф. Изер, С. Беркель, А. Эльдероглу, А. Каптан, Ш. Арель; в 1960-е гг. эту линию продолжили А. Турани и А. Чокер. В русле регионализма создавали произведения мастера старшего поколения – Н. Берк, Дж. Толлу, Т. Заим, Б. Р. Эюбоглу, Э. Эюбоглу, а также И. Балабан, М. Аслыер. Преимущественно за рубежом Турции работали живописец Ф. Муалла, испытавший влияние фовизма и экспрессионизма, и художница Ф. Зейд, писавшая, помимо прочего, абстрактные крупномасштабные полотна, часто с орнаментальными мотивами. Среди скульпторов середины 20 в. – Х. Гезер.
Крупнейшие живописцы последней трети 20 в. – Э. Акъяваш, Б. Доганчай, М. Гюлерюз, О. Улуч, Г. Джошкун (Комет), Б. Байкам, а также художница Н. Эрдок; инсталляции и другие формы современного искусства, в том числе концептуального, создавали А. Гюрман, Саркис (С. Забунян), Ш. Айсан, художницы Н. Ялтер и Ф. Онур. С 1987 г. в Стамбуле проходит биеннале современного искусства.
В начале 21 в. работают художники Г. Гюлан, Т. Джейлан, А. Огют, И. Онюрмен, В. Авшар, Н. Кузуджан, художницы Г. Семерджиоглу, Н. Гюреш, А. Эркмен, М. Альгюн, Дж. Чакар, С. Балджы, Ш. Мораль.
Среди фотографических студий 19 в. в Турции – Abdullah Frères (братья Абдуллахян), Sébah & Joaillier (П. Себа, П. Жоайе), студия В. Каргопуло. В середине 20 в. в русле фоторепортажа работал А. Гюлер. Фотоискусство в конце 20 – 21 вв. развивали фотографы К. Шюкюн, А. Онер Гезгин, Ш. Кайгун, художница Б. Дженнетоглу.
В 20–21 вв. процветает традиционное и промышленное ковроделие. В сфере керамики в середине 20 в. работала художница Ф. Кораль, в том числе в формах монументального искусства, которым отдал дань и Б. Р. Эюбоглу; А. Галаталы создавал эскизы для изделий промышленного производства. В начале 21 в. международную известность приобрели промышленный дизайнер Т. Накишчи, модельеры Й. Майрук, Б. Шансаль, А. Кутоглу; за пределами Турции работают дизайнер одежды Р. Озбек, промышленный дизайнер А. Бирсель.