Халаф
Хала́ф (англ. Halaf culture), археологическая культура позднего керамического неолита Северной Месопотамии. Традиционная дата (между культурами Хассуна и Убейд) в пределах 6-го тыс. до н. э. (в основном 2-я половина); калиброванные радиоуглеродные даты – конец 7-го – 1-я половина 6-го тыс. до н. э. Эпонимный памятник – Телль-Халаф в верховьях реки Хабур (Сирия), изучался раскопками немецким дипломатом и археологом бароном М. фон Оппенхаймом в 1911–1913, 1929 гг. В числе основных исследованных поселений – Арпачия, Ярым-Тепе 2, Чагар-Базар, Саби-Абьяд, Телль-Курду, Домузтепе и др.
Выделяются зоны: восточная (от левобережья Тигра до Хабурской степи включительно) и западная (от реки Балих до правобережья Евфрата и земель Киликии). Керамические импорты и подражания халафской керамике широко распространены от Закавказья до Южной Месопотамии и от Западного Ирана до Левантийского побережья. Частично ареал культуры Халаф совпадал с территорией предшествовавшей культуры Хассуна, но из-за аридизации климата халафские поселения в сравнении с хассунскими в рамках Плодородного полумесяца занимали только северную часть последнего, наиболее благоприятную с точки зрения дождевания для культивации растений.
Поселения культуры Халаф делятся на три группы: стандартные стационарные площадью 1–1,5 га с мощностью культурного слоя около 7 м (как Ярым-Тепе 2); небольшие сезонные (менее 1 га, мощность слоя 1–2 м; например, Телль-Хазна 2), связанные с отгонным скотоводством и охотой (находятся южнее стационарных поселений); крупные (или кластеры поселений), 10–20 га, расположенные близ гор Тавр, контролировали торговые пути, по которым из Восточной Анатолии поступал обсидиан (Такьян-Тепе, Телль-Халаф, Телль-Айлюн, Домузтепе).
Постройки возводились методом тауф (из неформованных ломтей глины). Жилища представлены толосами, хозяйственные сооружения прямоугольные в плане (для восточной зоны культуры характерно соотношение типов 1:4, в западной – круглые в плане конструкции встречаются реже). Судя по повторяющимся изображениям на сосудах и в виде поделок, существовали и высокие здания, вероятно общественного или религиозного назначения, под коньковыми двускатными крышами. Предположительно, для их возведения использовали несущие деревянные конструкции.
Погребальный обряд характеризуется неустойчивостью: погребения на территории поселения и некрополи, вынесенные за пределы поселений (Ярым-Тепе 1); трупоположения, трупосожжения и погребения черепов; индивидуальные (Ярым-Тепе, Арпачия и др.) и коллективные захоронения (Саби-Абьяд и пр.). Особо выделяется «яма смерти» в Домузтепе, в которой останки 40 погребённых располагались над слоем костей животных.
Ранняя керамика культуры Халаф ручной лепки, на позднем этапе под влиянием культуры Убейд значительная часть изготавливалась на поворотном механизме. На раннем этапе керамика монохромная, на позднем – также бихромная и полихромная. Культуру Халаф отличает расписная керамика высокого качества (составляла около четверти от всей керамической продукции). Халафская роспись часто имеет глянцевый, т. н. люстровый эффект. Характерны геометрические орнаменты, изображения людей, животных, птиц, сюжетные композиции. Известны антропоморфные и зооморфные сосуды. Наиболее яркие из них обнаружены в Ярым-Тепе 2, в том числе сосуд в виде стоящей женской фигуры. Скорее всего, такие изделия были связаны с ритуальными действиями.
Расписная керамика, толосы, особая разновидность терракотовых антропоморфных, зачастую с росписью, статуэток в виде сидящих нагих женщин, поддерживающих руками грудь, а также наличие вторичных погребений составляют набор характерных признаков культуры Халаф. Этот комплекс признаков полноценно зафиксирован в восточной зоне культуры, где, по данным морфологии и росписи керамических сосудов, находятся наиболее ранние поселения (Ярым-Тепе 2, Арпачия). Материалы западной зоны (Саби-Абьяд, Телль-Халула и др.), несмотря на наличие признаков, свидетельствующих о связи с пережиточными элементами сиро-киликийского керамического неолита и культуры Самарра, выглядят более поздними.
В основе хозяйства носителей культуры Халаф – неполивное земледелие (выращивание зерновых, прежде всего ячменя) и разведение животных (мелкий рогатый скот, крупный рогатый скот, свинья). Значительную роль играла охота.
Халафское общество было достаточно сложно организованным, о чём свидетельствуют такие признаки, как наличие размерных групп поселений, специализированное керамическое производство, широкое использование печатей-штампов (знаков собственности) и развитая торговля в рамках территории культуры и с окружающими её землями, а также вероятное возведение общественных сооружений. Поэтому, несмотря на отсутствие материальных свидетельств стратификации общества и выделения лидеров, можно с достаточной долей уверенности предполагать, что социальная организация носителей культуры Халаф была близка к вождеству.
На позднем этапе растущее влияние культуры Убейд обусловило финал культуры Халаф.