Храм Святой Софии в Константинополе (Стамбуле)
Храм Свято́й Софи́и в Константино́поле (Стамбу́ле) (Святая София Константинопольская; Айя-София, греч. ‘Αγία Σοφία, тур. Ayasofya; полное название – собор Святой Софии Премудрости Божией, Ναός tῆς ‘Αγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας), памятник архитектуры в Турции. Самое величественное здание юстиниановской эпохи, храм построен в византийской столице в 532–537 гг. на месте предшествовавших храмов [324–337 (сгорел в 404) и т. н. Базилики Феодосия (освящена в 415, сгорела в 532, сохранились фундаменты и фрагменты)] зодчими Анфимием из Тралл и Исидором из Милета как патриарший собор, близ императорского дворца. В начале 7 в. собор Святой Софии стал постоянным местом коронации византийских императоров (василевсов). Согласно летописному преданию, красота богослужения, великолепие архитектуры и убранства собора, увиденные послами киевского князя Владимира Святославича, побудили его к принятию христианства византийского обряда (главные храмы Руси 11 в. также посвящены Софии Премудрости Божией – в Киеве, Новгороде, Полоцке).
Уникальный по замыслу и воплощению храм не имел прямых предшественников в зодчестве Византии; свыше 1000 лет он оставался самым большим христианским храмом в мире. По архитектурному типу представляет собой купольную базилику. Предположительно, в основе его замысла лежит стремление соединить самые масштабные постройки Древнего Рима – поставить купол Пантеона на базилику Максенция.
Центрическое начало доминирует – грандиозный купол (ширина от 30,8 до 32,6 м, высота 55,6 м), прорезанный 40 окнами, царит в пространстве, его поддерживают четыре мощных центрических столба, разделяющие внутреннее пространство на три нефа, среди которых доминирует центральный. Распор купола с запада и востока погашается полукуполами, каждый из которых опирается на три полукупола меньшей величины (на западе центральный из них заменён цилиндрическим сводом). Центрическое пространство обрамляет двухъярусный круговой обход в боковых нефах и нартексе. Необычная инженерная конструкция создаёт образ саморазвивающегося пространства, перетекающего, свободного, всюду открытого глазу и, кажется, освобождённого от каких-либо опор и преград. Ритмическая система полукуполов мощно выделяет центр, в то же время подчёркивает направленность движения к алтарю. Конха апсиды включена в систему полукуполов, благодаря чему обе части архитектурной композиции, предназначенные для священного ритуала, – купол и апсида, амвон и алтарь – оказываются неразрывно связанными. Поперечный распор купола (с севера на юг) переносится через систему крестовых сводов боковых нефов на мощные столбы-контрфорсы, размещённые в наружных стенах (всего восемь). Перекрытые крестовыми сводами боковые нефы представляют собой эффектную анфиладу арочных проёмов и живописных перекрестий колоннад (108 колонн из мрамора разных цветов). По своим композициям они близки к светскому дворцовому строительству.
Собор выстроен из кирпича с прокладками из тёсаного камня, его массивные подкупольные столбы – из крупных отёсанных блоков известняка. Однако тяжесть каменных стен и столбов, всё массивное, вещественное исключается из этой архитектуры, призванной лишь обрамлять бесплотное, почти иррациональное пространство, не отвлекая от его чистого созерцания. Подкупольные столбы замаскированы цветными мраморными плитами, способными отражать потоки света; стены воспринимаются как тонкие перегородки. Наружные стены выглядят ажурно, ибо они почти сплошь заняты окнами. Внутренние стены, отделяющие боковые нефы от центрального, облегчённые внизу частыми аркадами, а вверху – окнами, утрачивают «телесность», превращаются в хрупкие преграды. Все тектонические силы в здании оказываются спрятанными. Лучи света делают внутреннее пространство торжественным и светящимся. Храм Святой Софии не стал образцом для последующего развития византийской архитектуры, однако дал для него мощный импульс; окончательно восторжествовала идея купольного храма. Этот храм, несомненно, повлиял на сложение турецкого (османского) типа центрально-купольной мечети.
Стены покрыты мозаиками (с 6 в. – орнаментальными в куполе, галереях и нартексе; в 9–13 вв. – фигуративными): в куполе, возможно, изображён «Пантократор» (закрыт исламской каллиграфией), в парусах – серафимы (конец 10 в.; в 2009 расчищен лик северо-восточного серафима), в центральной апсиде на золотом фоне 6 в. – «Богоматерь с Младенцем на престоле», на южном склоне свода вимы – архангел Гавриил (обе мозаики около 867), в северном тимпане – шесть святителей (около 878), в северной галерее второго этажа – «Император Александр» (912–913), в южной галерее – «Император Константин IX Мономах и императрица Зоя перед Христом» (1030-е – 1040-е гг.), «Император Иоанн II Комнин с женой Ириной и сыном Алексеем перед Богоматерью с Младенцем» (1118 или около 1122), «Деисус» (предположительно 3-я четверть 13 в.); над центральными Императорскими вратами – «Спаситель на престоле с припадающим императором Львом VI Мудрым» (между 886 и 912); над южными вратами Вестибюля воинов – «Богородица с Младенцем на престоле с предстоящими императорами Юстинианом I и Константином Великим» (середина 10 в.). Также сохранились мраморные вазы из Пергама, Омфалос (место императора, отмеченное напольной мозаикой), надгробие венецианского дожа Энрико Дандоло (1205), надписи (в том числе рунические).
С юго-запада к собору примыкает византийский баптистерий (начало 5 или 6 вв.; гробница султана Мустафы I), с северо-востока – круглое помещение скевофелакия (дарохранительницы).
Собор восстанавливался после землетрясений в 558–562 гг. (внук Исидора из Милета Исидор Младший поднял купол на 6 м), 990–994 гг. (архитектор Трдат; добавлены контрфорсы, восстановлена часть купола) и 1346–1354 гг. Разграблен крестоносцами в 1204 г. В 1453 г. превращён в мечеть (росписи и мозаики замазаны штукатуркой); в 16 в. добавлены контрфорсы, четыре минарета, сооружён полумесяц над куполом, новый минбар, кафедра для муэдзина, трон султана; в 1739 г. между южными контрфорсами пристроена библиотека. В 16–18 вв. вокруг собора построены мавзолеи султанов (шестигранный Мурада III, 1594; восьмигранный Мехмеда III, 1608; и др.), медресе, имарет (кухни для бедных; оба – 1739) и фонтан (1740).
В 1847–1849 гг. собор реставрирован братьями Г. и Дж. Фоссати; временно раскрыты мозаики, отремонтированы михраб и ложа султана, созданы восемь круглых щитов с цитатами из Корана и с именами Аллаха, пророка Мухаммеда, его внуков Хасана и Хусейна и четырёх первых халифов (каллиграф Мустафа Иззет Эфенди). С 1935 г. музей (в 1931–1939 частично расчищены мозаики). В 1985 г. храм Святой Софии включён в список Всемирного наследия как часть объекта «Исторические районы Стамбула». С 2020 г. мечеть.