Гёреме
Гёреме́ (Göreme; Национальный парк Гёреме, Göreme Milli Parkı), долина в иле Невшехир в центральной части Турции (историческая область Каппадокия), где сохранилось более 40 византийских церквей 5–11 вв.
Впервые памятники были описаны и опубликованы французским исследователем-иезуитом Г. де Жерфаньоном (под номерами Göreme 16–28) в 1925–1942 гг. После экспедиций де Жерфаньона было открыто большое число новых памятников: т. н. некрополь Гёреме 10 в., церкви и трапезные 10 в. (часовни Göreme 1а, 2b, 4a с трапезной, 5а, 6а, 6b, 13a, 14b, 15c, 15d) и 11 в. (Саклы-килисе, Göreme 2с, 2d, 2e с трапезной, 4b, 10a, b, 11a, 21a, b, 22a, 34 a, b).
Первые поселения отшельников-анахоретов возникли здесь в 4 в. Расцвет монастырского строительства приходится на 10–11 вв. и совпадает с периодом экономической и политической стабилизации региона, границы которого отмечены победами Византии над арабами в 1-й половине 10 в. и её поражением в битве с сельджуками при Манцикерте в 1071 г. Заказчиками росписей выступали представители местной аристократии и семья императора Никифора II Фоки [к императорскому заказу относятся Чавушин близ Гёреме (т. н. Большая Голубятня) и, вероятно, Новая церковь Токалы-килисе], поэтому качество архитектуры и живописи достигает здесь уровня «большого» столичного искусства.
Понимание историками Каппадокии и долины Гёреме как преимущественно монастырской провинции было пересмотрено в исследованиях последней трети 20 в. (К. Жоливе-Леви, Н. Тьерри, Л. Родли), показавших, что наряду с развитием скитов и монастырей, в особенности в 10–11 вв., там проживало многочисленное земледельческое население, земельная аристократия и военные, часто бывшие заказчиками росписей.
Церкви Гёреме вырублены в скалах из вулканического туфа и следуют формам традиционной архитектуры. Встречается два основных типа построек: базилика, перекрытая цилиндрическим сводом, и церковь типа «вписанного креста» с куполом над средокрестием, как правило, без барабана, и малыми куполами по углам. Помимо церквей в комплекс монастырских строений входили трапезные и часовни с погребениями. Редкость посвятительных надписей и местная специфика стиля фресок затрудняют их точную датировку.
Фасады церквей нередко оформлены слепыми аркадами с арками подковообразной формы, резными карнизами и пилястрами, а также неглубокими порталами (например, Каранлык-килисе), иногда дополненными росписями в виде орнаментальных лент и дисков с крестами. Резная декорация в виде крестов в нишах и на стенках темплона заменяет в ряде случаев фресковые росписи (Кызлар-калеси, 11 в.).
Группа «архаичных» церквей начала – 2-й четверти 10 в. включает Эль-Назар (храм типа «вписанного креста» с куполом и тремя апсидами; в куполе располагается «Вознесение», ниже изображена Богоматерь Оранта в окружении апостолов, в рукавах креста – сцены евангельского цикла, а также образы епископов в медальонах, пророков и мучеников в полный рост) и храм Святого Евстафия (в этой однонефной церкви с цилиндрическим сводом и одной апсидой сохранились фрески цикла жития Иисуса Христа, бюсты пророков в медальонах в вершине свода и фигуры апостолов, мучеников и епископов в полный рост; в апсиде представлен «Христос во славе» в окружении ангельских сил и символов евангелистов; необычен фриз с изображениями животных в основании свода с южной стороны). Из открытых после де Жерфаньона памятников к этой группе относятся также Göreme 2b, 4, 6, 8, 11 (часовня Святого Евстафия), 13 и 15.
Началом 10 в. датируется Кылычлар-килисе (Göreme 29), купольная церковь типа «вписанного креста» с небольшим нартексом и поздней часовней-парекклесионом с юга. «Вознесение» в центральном куполе символически продолжено сценами причащения апостолов и Пятидесятницей в западной части церкви. На южной стене изображено Успение. Программа росписи включает ряд изолированных образов: Христа (дважды), архангелов, евангелистов (в парусах купола), 17 пророков в медальонах (на западной и восточной арках) и мучеников. В апсиде представлен «Христос во славе» в окружении небесных сил, помещённых на усеянном звёздами фоне. Композицию фланкируют архангелы Михаил и Гавриил в императорских лоросах, между ликами которых в вершине свода находятся медальоны с сияющими Солнцем и Луной. Практически полностью утрачена фигура Богоматери с Младенцем в окружении четырёх святых, из которых сохранились образы святого Захарии и, вероятно, Иоанна Крестителя в северной апсиде.
Важнейшим памятником Гёреме является Токалы-килисе, состоящая из четырёх помещений: Старой церкви (фрески – 913–920), обширной Новой церкви (примыкает с востока к Старой церкви и отделена от неё тройной аркадой; фрески – 950–960, вероятно, выполнены по заказу членов семьи Никифора II Фоки), северного парекклесиона и Нижней церкви (погребальной крипты).
Старая церковь сохранила росписи 1-й четверти 10 в., созданные, предположительно, артелью, работавшей также в церкви Святого Иоанна в Гюллюдере (Чавушин, 913–920). В трёх верхних регистрах главного нефа разворачивается цикл жития Иисуса Христа, на стенах представлены святые в полный рост. В разрушенной ныне апсиде располагался, вероятно, образ Христа во славе в окружении ангельских сил, типичный для «архаичных» программ росписей Гёреме.
Обширная фресковая программа Новой церкви включает евангельский цикл, сцены чудес Христовых, а также редкие для своего времени сюжеты (например, Искушения Христа, Призвания Матфея, Призвания апостолов), размещённые фризами вдоль нефа, на сводах и верхних уровнях стен. В центральной апсиде представлена композиция Распятия (со сценами Снятия с креста, Положения во гроб, Сошествия во ад, Жён-мироносиц у Гроба Господня в нижнем регистре), в жертвеннике – Христос на троне в окружении небесных сил. Наряду с отдельными фигурами святых фрески включают изображения Сорока мучеников Севастийских, а также подробный житийный цикл святого Василия Великого.
Исключительный масштаб и качество архитектурной декорации (слепые арки вдоль стен, резные кресты), новаторская иконографическая программа, наконец, само качество фресок указывают на высокое происхождение ктиторов Токалы-килисе. Живопись отличают виртуозная манера письма (владение светотеневой моделировкой, тонкими градациями цветов), а также мастерство композиционных построений, позволяющих передать всю сложность ракурсов и взаимодействия фигур. Листовое золото в нимбах Христа и Богоматери, ляпис-лазурь в фонах происходят c северо-восточных границ современного Афганистана и были использованы также в росписях памятников Грузии и Армении той эпохи. В 1973–1980 гг. в Токалы-килисе была проведена реставрация, открывшая новые фрески, в частности знаменитый образ Богоматери «Умиление».
Каранлык-килисе, Чарыклы-килисе и Эльмалы-килисе (середина 11 в.) образуют группу церквей типа «вписанного креста на четырёх колоннах». Их фресковые росписи следуют сложившейся к 11 в. системе декорации крестово-купольного храма, отражающей литургическую иерархию образов и концепцию христианского мироустройства: Христос Пантократор в куполе, четыре евангелиста в парусах, полуфигуры архангелов в боковых куполах и евангельские сцены в верхних зонах стен и на сводах. Местной иконографической особенностью является размещение в конхе центральной апсиды композиции деисуса, указывающей на погребальный характер церквей. Под деисусом в Эльмалы-килисе и Каранлык-килисе представлены образы пяти отцов Церкви (лики утрачены): Иоанна Златоуста, Василия Кесарийского, Николая Чудотворца, Григория Богослова и, вероятно, Ипатия Гангрского. В Чарыклы-килисе аналогичный состав епископов дополнен Власием Севастийским.
Ктиторы Чарыклы-килисе, Феогност, Леон и Михаил, представленные на западной стене наоса, возможно, принадлежали к влиятельному семейству Мелисcенов. После реставрации Каранлык-килисе были также обнаружены изображения ктиторов этой церкви: две фигуры со свечами в руках у ног архангела Михаила и одна фигура у ног архангела Гавриила на противоположной стене. Открытие и идентификация заказчиков росписей Гёреме позволили пересмотреть их социальный состав, включавший гораздо больше светских лиц, чем предполагал де Жерфаньон.
Фрески этих трёх ансамблей принадлежат к раннекомниновскому искусству 2-й половины 11 в. Образы приобрели бо́льшую эмоциональную подвижность, далёкую, однако, от утрирования и сохраняющую достоверные пропорции и позы. Палитру характеризует большое разнообразие цветов, проработанных обильными, иногда резкими пробелами. Художники следовали одному физиогномическому типу с характерным овальным абрисом лица, ярким румянцем и прямым, умиротворённым взглядом.
Наряду с изысканными фресками, ориентированными на современное им столичное искусство, в Гёреме создавались более скромные росписи. В ансамблях 2-й половины 11 в. Йыланлы-килисе, часовне Святого Василия, церквах Святой Варвары и Святой Екатерины, Айналы-килисе фрески размещены в виде отдельных изображений наподобие вотивных панно на фоне геометрических орнаментов и дисков с крестами-апотропеями, написанных красной охрой непосредственно по каменной основе. К группе Йыланлы-килисе относятся также часовни Göreme 11а, 18, 21, 27 и 32.
К 1-й половине – середине 11 в. относятся фрески Мериемана (1030–1040), церкви Цистерны, часовни Карабулут-килисе. Они представляют консервативный аскетичный стиль, восходящий к памятникам Сирии и коптского Египта. Плоские неподвижные фигуры написаны немногими яркими контрастными цветами и заключены в жёсткие контуры. Важную роль в декорации храмов играют орнаменты, состоящие из нескольких повторяющихся мотивов.
К этой же группе относится открытая после де Жерфаньона Саклы-килисе. Церковь имеет необычный план: просторный, слегка трапециевидный неф разделён на две части двумя столбами и тройной аркадой. Западная часть нефа перекрыта плоским потолком, а восточная – цилиндрическим сводом. Краткий цикл жития Иисуса Христа (сцена Благовещения, по сторонам от которой представлены Христос Эммануил, Мандилион и два пророка, сцены Рождества, Распятия, Сретения, Успения и Преображения) дополнен композицией «Видение святого Евстафия» на южной стене, многочисленными ликами святых воинов, мучеников, аскетов и бессребреников.
За последние 100 лет некоторые фрески Гёреме подверглись существенной эрозии (Эль-Назар, Göreme 3 и 6, Саклы-килисе) или вообще исчезли (росписи нефа Göreme 8).
Долина Гёреме включена в список Всемирного наследия.