#Искусство и архитектура ислама
Искусство и архитектура ислама
Тег

Искусство и архитектура ислама

Искусство и архитектура ислама
Найденo 11 статей
Страны мира. Искусство и архитектура
Саудовская Аравия. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Сау́довской Ара́вии. Древнейшие памятники Саудовской Аравии относятся к эпохам палеолита и неолита. Искусство развивалось в тесной связи с культурами Южной Месопотамии (с 6-го тыс. до н. э.), Ассирии и Вавилонии (1-я половина 1-го тыс. до н. э.), греко-римской (рубеж 1-го тыс. до н. э. – 1-го тыс. н. э.). Саудовская Аравия – один из центров эллинистического искусства. На севере страны сохранились памятники Набатейского царства. Средневековая исламская архитектура представлена немногочисленными уцелевшими сооружениями в священных городах Мекка и Медина. После образования независимого государства, с 1970-х гг. ведётся строительство с привлечением иностранных архитекторов и градостроителей. Современные живопись и скульптура получили развитие со 2-й половины 20 в. Народному искусству свойственен традиционализм.
Исторический центр Джидды (Саудовская Аравия) с деревянными резными балконами машрабия
Страны мира. Искусство и архитектура
Индонезия. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Индоне́зии. Среди древнейших произведений искусства на территории современной Индонезии – изображения животных в пещере Лубанг Джериджи Салех в провинции Восточный Калимантан и др. (созданы предположительно более 40–50 тыс. лет назад). Были также распространены мегалитические сооружения. К важным памятникам буддийского искусства относятся архитектура и скульптура периода государства Шривиджая, буддийского и индуистского – государств Ранний Матарам и Поздний Матарам (в том числе храмовый комплекс Прамбанан и святилище Боробудур), Кедири, Сингасари и Маджапахит. Своеобразием отличается искусство о. Бали. С конца 15 в. возводятся исламские сооружения, до 18 в. отражавшие местные традиции. В 17 – середине 20 вв. строились здания в духе колониальной нидерландской архитектуры. В постройках периода независимости индонезийские мотивы соседствуют с влиянием глобальных тенденций. Крупнейший живописец 19 в. – Раден Салех. На о. Бали развивались камасанская традиция живописи, искусство батиковой картины. В 20–21 вв. изобразительное искусство Индонезии существует в русле международных течений и направлений.
Храмовый комплекс Севу, Прамбанан (Индонезия). Конец 8 в.
Страны мира. Искусство и архитектура
Египет. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Еги́пта. Древнейшие памятники искусства Египта относятся к неолиту. С 30 в. до н. э. развивалось древнеегипетское, а затем коптское искусство. Исламское искусство Египта отличается своеобразием форм и типов, высоким уровнем мастерства. Особенно разнообразно культурное наследие времени Фатимидов (мечеть аль-Хакима, 990–1013) и Мамлюкского султаната (комплекс султана Калауна, 1284–1285; оба сооружения – в Каире). В период османского владычества египетское искусство приобрело сходство с культурой других частей Османской империи. Архитектура и изобразительное искусство независимого Египта сочетают местные традиции и сюжеты с международными тенденциями.
Стеклянная лампа султана Баркука. Мамлюкский султанат. Ок. 1382–1399
Страны мира. Искусство и архитектура
Тунис. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Туни́са. Древнейшие памятники искусства на территории Туниса восходят к капсийской культуре. С конца 2-го тыс. до н. э. развивалось т. н. пуническое искусство, затем строились римские города (Суфетула близ Сбейтлы; Тубурбо-Маюс) и монументальные сооружения (театр в Дугге; амфитеатр в Эль-Джеме), создавались многочисленные мозаики. В византийское время возводились базилики и баптистерии. Важнейший памятник мусульманской архитектуры – Большая мечеть Кайруана (основана в 670; была также центром изготовления рукописей). Строились рибаты, в городах складывались медины, с 13–14 вв. сооружались обители-завия и мавзолеи. Архитектура испытывала разные влияния (марокканское и египетское, с 16 в. османское). В 20–21 вв. искусство и архитектура Туниса соединяют международные тенденции с национальной традицией.
Большая мечеть Кайруана (Сиди-Окба) (Тунис). Основана в 670
Страны мира. Искусство и архитектура
Казахстан. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Казахста́на. Среди древнейших памятников искусства на территории Казахстана – петроглифы неолита и бронзового века (Мугоджары, Тамгалы). Сохранились курганы 7–2 вв. до н. э. (Бесшатыр, Иссык, Чирик-Рабат и др.), произведения искусства в скифо-сибирском зверином стиле. Во 2-й половине 1 тыс. н. э. развивались города Исфиджаб (не позднее чем с 11 в. известен как Сайрам; ныне Шымкент), Тараз, Отрар и другие; сооружались крепости и укреплённые замки, мавзолеи. Среди сооружений начала 2-го тыс. н. э. – мечети, медресе, мавзолеи (Айша-Биби близ Тараза, 11–12 вв.) и др. В конце 14 в. создан комплекс мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави в г. Ясы (ныне г. Туркестан). После присоединения территории Казахстана в 19 в. к Российской империи оживилась строительная деятельность, работал художник Н. Г. Хлудов. С 1920-х гг. архитектура и изобразительное искусство Казахстана прошли этапы стилистической эволюции, общие для всего СССР. Среди ведущих живописцев – Х. К. Ходжиков и К. К. Ходжиков, С. И. Калмыков, А. Кастеев; графиков – Е. М. Сидоркин. С 1990-х гг. строятся здания в русле постмодернизма и неомодернизма (в Астане, Алма-Ате и др.), среди важнейших явлений рубежа 20–21 вв. – художественная группа «Кызыл трактор».
Мавзолей Айша-Биби близ Тараза (Казахстан). 11–12 вв.
Страны мира. Искусство и архитектура
Танзания. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Танза́нии. Средневековые порты Килва и Сонго-Манара (сохранились в руинах), а также исторический центр г. Занзибар застроены в русле традиционного арабского зодчества (все включены в список Всемирного наследия). В колониальный период и позднее возводились здания в русле современной западной архитектуры. Ключевое место в искусстве Танзании 2-й половины 20 в. занимали живописец Э. С. Тингатинга, скульптор Г. Лиланга.
Эдвард Саиди Тингатинга. Пятнистая гиена
Религиозные сооружения
Мечеть Омейядов
Мече́ть Омейя́дов, памятник архитектуры в Дамаске, одно из первых в исламской архитектуре и наиболее почитаемых мусульманами молитвенных зданий. Основана халифом аль-Валидом в 706–715 гг. как государственная мечеть династии Омейядов на месте ранневизантийской базилики Святого Иоанна Крестителя и других предшествующих культовых сооружений. В восточной части молельного зала – рака с главой пророка и праведника Яхйи, отождествляемого с Иоанном Крестителем. Во дворе – мозаичные «архитектурные пейзажи», выполненные константинопольскими и сирийскими мастерами в 707–711 гг. В числе древних памятников Дамаска включена в список Всемирного наследия.
Двор мечети Омейядов с фасадом молитвенного зала и сокровищницей, Дамаск. 706–715
Страны мира. Искусство и архитектура
Турция. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Ту́рции. Древнейшие памятники искусства на территории Турции относятся к позднему палеолиту. Ключевой сакральный центр докерамического неолита – Гёбекли-Тепе, поселение керамического неолита – Чатал-Хююк. Развивалось искусство хеттов, эгейской цивилизации (Троя), эллинистическое искусство, художественная культура Византии, армянских государственных образований (Ани), сельджуков (Конья, Дивриги), Османского государства (мечети по проектам Синана, миниатюра мастера Османа, каллиграфия, керамика и ковроделие). С 18 в. усиливалось влияние западной культуры (дворец Долмабахче в Стамбуле). С начала 20 в. изобразительное искусство Турции развивается в русле мировых тенденций, в архитектуре до 1950-х гг. шли поиски национального стиля, нередко используются традиционные мотивы.
Оформление портала мечети Селимие, Эдирне (Турция). 1569–1574
Термины
Артесонадо
Артесона́до (исп. artesonado – кессонированный, от аrtesa – деревянное корыто для замешивания хлеба), деревянный наборный потолок с кессонами. В средневековом мавританском зодчестве часто имел сложную структуру (например, звездчатую), украшался позолотой, инкрустацией и полихромной росписью, в том числе фигуративной. С 15 в. широко использовался в испанской архитектуре стиля мудехар, c 16 в. – в архитектуре Латинской Америки. Под влиянием Возрождения с 16 в. испанские артесонадо развивались в русле классической архитектуры.
Артесонадо в верхней галерее клуатра монастыря Сан-Хуан-де-лос-Рейес, Толедо. 16 в.
1
2