Гильермо дель Торо и социальная критика
Гильермо дель Торо и социальная критика. Во многих фильмах Г. дель Торо присутствует завуалированная социальная критика. По словам режиссёра, американская компания в картине «Хронос» выступает аллегорией торгового соглашения Мексики с США (которое рассматривалось как попытка экономического поглощения Мексики). Фильм «Хронос» («Cronos», 1992), вышедший в одно время с книгой «Призраки Маркса» («Spectres de Marx», 1993) Ж. Деррида, открывает тему хонтологического исследования травм и кошмаров Гражданской войны в Испании и глобальной «холодной войны». Критики отмечают моральную амбивалентность таких персонажей дель Торо, как Хеллбой. Его образ резко контрастировал с супергеройским кино 2000-х гг. – эпохи глобальной войны с террором. В сиквеле «Хеллбоя» («Hellboy II: The Golden Army», 2008) рынок троллей, на котором встречаются представители разных миров, служит примером пространства, где доминирующие социальные нормы утрачивают свою власть. Вместе с тем отношения людей с другими видами становятся источником «нормативных тревожностей»: в романе главных героев «Хеллбоя» – Анны и Хеллбоя – считывается аллюзия на межрасовые браки, которые рассматриваются как угроза традиционной американской семье.