#Русские драматурги 18 века
Русские драматурги 18 века
Тег

Русские драматурги 18 века

Русские драматурги 18 века
Найденo 8 статей
Литераторы
Лукин Владимир Игнатьевич
Луки́н Влади́мир Игна́тьевич (1737–1794), русский драматург, переводчик. Главный теоретик «прелагательного» направления в русской драматургии: «склонения» иностранных пьес «на наши нравы» путём русификации сюжетов, имён действующих лиц, бытовых реалий и т. п. Основные положения этой теории, отчасти заимствованной у Л. Хольберга, В. И. Лукин изложил в обширных предисловиях к своим четырём прозаическим комедиям, опубликованным в его сборнике «Сочинения и переводы» (ч. 1–2, 1765). Три из них – «Награждённое постоянство», «Пустомеля» и «Щепетильник» – вольные переложения комедий Ж. Г. Кампистрона, Л. де Буасси и Р. Додсли соответственно. Наиболее оригинальна комедия Лукина «Мот, любовию исправленный» (лишь в самых общих чертах она соотносится с пьесой «Мот» Детуша). Переводил французские комедии, беллетристику, научно-педагогические сочинения.
Памятник Владимиру Лукину. 1790-е гг.
Литераторы
Озеров Владислав Александрович
О́зеров Владисла́в Алекса́ндрович (1769–1816), русский драматург, действительный статский советник (1804). Обновил русскую классицистическую трагедию, внеся в неё сентиментальные и романтические черты: поведение героя подчинено не долгу, а чувству; господствует не борение страстей, а сентиментальная чувствительность, которая представлена как гуманное, облагораживающее человека начало, возвышающее его над узкой моралью и религиозными предрассудками. Одна из наиболее значительных – трагедия «Димитрий Донской» (поставлена и опубликована в 1807), насыщенная аллюзиями и патриотическими тирадами; вместе с тем подверглась критике за многочисленные анахронизмы и антиисторичность образа древнерусского князя, охваченного любовными переживаниями. Среди других трагедий: «Ярополк и Олег» (поставлена в 1798, опубликована в 1828), «Эдип в Афинах» (поставлена и опубликована в 1804), «Фингал» (поставлена в 1805, опубликована в 1807).
Портрет Владислава Озерова. 1840
Литераторы
Фонвизин Денис Иванович
Фонви́зин Дени́с Ива́нович (1743 или 1745 – 1792), русский драматург, прозаик, поэт, переводчик и публицист. Наиболее значительные произведения – комедии нравов «Бригадир» (1768–1769, поставлена в 1772, опубликована в 1790) и «Недоросль» (1779–1782, поставлена в 1782, опубликована в 1783), в которых высмеивается жизнь провинциальных помещиков. Переводил с немецкого и французского языков: «Басни нравоучительные…» Л. Хольберга (1761; дополненное издание – 1765), роман «Геройская добродетель…» Ж. Террасона (1762–1768), поэма в прозе на библейский сюжет «Иосиф» П. Ж. Битобе (1769) и др. В 1769–1782 гг. секретарь Н. И. Панина; как публицист проводил его политические взгляды и выступал с завуалированной критикой политики Екатерины II. Среди других сочинений: стихотворная сатира «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» (1769), повесть «Каллисфен» (1787), воспоминания «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» (1791–1792, не завершены; полностью опубликованы в 1830).
Денис Фонвизин
Литераторы
Сумароков Александр Петрович
Сумаро́ков Алекса́ндр Петро́вич (1717–1777), русский поэт, драматург, журналист. Один из основоположников новой русской литературы, ведущий драматург своего времени (9 трагедий, 12 комедий, 2 оперных либретто, 1 драма в стихах). В 1756–1761 гг. директор первого русского профессионального драматического театра («Русский для представления трагедий и комедий театр»; ныне Александринский театр). Издатель литературного журнала «Трудолюбивая пчела» (1759). Работал в разных поэтических жанрах: торжественная ода, духовные стихотворения, эклога, идиллия, элегия, эпиграмма, эпитафия, мадригал, сатира и др. Наиболее продолжительным читательским успехом пользовались «притчи» (стихотворные басни) и трагедии. «Полное собрание всех сочинений…» Сумарокова, изданное Н. И. Новиковым (1781–1782), – первое в российском книгоиздании полное собрание сочинений одного писателя (остаётся и поныне наиболее полным собранием сочинений Сумарокова).
Антон Лосенко. Портрет Александра Сумарокова. 1760
Литераторы
Матинский Михаил Алексеевич
Мати́нский Михаи́л Алексе́евич (1750–1820), русский драматург. Наиболее известное сочинение – «Опера комическая Санктпетербургский гостиный двор» (музыка В. А. Пашкевича; поставлена в 1-й редакции в 1782, во 2-й редакции – в 1792; издана в 1791), представляющая собой ряд колоритных сцен купеческой и мещанской жизни с большим количеством действующих лиц, в речи которых переданы новгородские диалектные особенности; детально изображавшая предсвадебные обряды с включением подлинных народных песен. Переводил с немецкого языка сочинения К. Ф. Геллерта (комедия «Богомолка», 1774; сборник «Басни и сказки», 1775), географические и исторические пособия; составил справочник «Описание различных мер и весов разных государств» (1779), учебники «Начальные основания геометрии» (1798) и «Сокращение всеобщей географии» (1800).
Литература
Литераторы
Николев Николай Петрович
Ни́колев Никола́й Петро́вич (1758–1815), русский поэт, драматург, член Российской академии (1792). Лирическое наследие составляют сатиры, басни, оды (торжественные, духовные, философские, пародийные), дружеские послания, сентиментальные песни. Как драматург работал в основном в жанре комической оперы; наибольшим успехом пользовалась «Розана и Любим» (поставлена в 1778, опубликована в 1781), осуждавшая произвол и пороки помещиков. Трагедии продолжают сумароковскую традицию: «Пальмира» (поставлена в 1783); «Сорена и Замир» (поставлена в 1785; обе опубликованы в 1787; на сюжет, восходящий к трагедии «Альзира, или Американцы» Вольтера), которая пользовалась особой известностью благодаря своему тираноборческому пафосу. Теоретические взгляды на искусство Николев изложил в стихотворном «Лиродидактическом послании княгине Е. Р. Дашковой» (1791) и прозаическом «Рассуждении о стихотворстве российском» (1787), продемонстрировав приверженность классицизму, хотя в поэтической практике не был чужд новых веяний.
Литература