Стрельцов Сергей Николаевич
Стрельцо́в Серге́й Никола́евич [22.9(4.10).1890, село Никулино Звенигородского уезда Московской губернии, ныне Истринский район Московской области – 1.10.1953, Москва; похоронен на Введенском кладбище], российский певец (тенор), педагог, заслуженный артист РСФСР (1933).
Творческий путь
Сын Николая Васильевича Стрельцова, владельца небольшой фабрики модной обуви в Москве. Пению обучался в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (классы А. И. Книппер и М. А. Дейша-Сионицкой), в 1915–1917 гг. – в Московской консерватории (класс У. А. Мазетти, на средства М. М. Ипполитова-Иванова, не окончил). В 1916–1920 гг. пел в Опере С. И. Зимина (с 1919 Малая государственная опера; исполнял здесь в том числе партию Самозванца в опере «Борис Годунов» М. П. Мусоргского).
В 1920–1927 и 1930–1946 гг. солист московского Большого театра. Выступал здесь в ведущих и второстепенных партиях (всего 31), среди них: Князь («Русалка» А. С. Даргомыжского, один из лучших исполнителей), Владимир Игоревич и Овлур («Князь Игорь» А. П. Бородина), Финн и Баян, Русский воин и Запевало («Руслан и Людмила», «Иван Сусанин» М. И. Глинки), Андрей Хованский, Шуйский («Хованщина», «Борис Годунов» Мусоргского), Герман, Андрей («Пиковая дама», «Мазепа» П. И. Чайковского), Княжич Всеволод, Лыков, Левко, Гвидон, Михайло Туча («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Царская невеста», «Майская ночь», «Сказка о царе Салтане», «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова), Синодал («Демон» А. Г. Рубинштейна), Ивашко («Степан Разин» П. Н. Триодина, 1-й исполнитель), Лоэнгрин (одноимённая опера Р. Вагнера), Фауст (одноимённая опера Ш. Гуно), Нарработ («Саломея» Р. Штрауса), Запевало («Тихий Дон» и «Поднятая целина» И. И. Дзержинского).
Обладал сильным лирико-драматическим тенором широкого диапазона, мягкого тембра с характерной окраской, драматическим и комедийным талантом. С большим успехом исполнял характерные и комедийные партии в русских и советских операх: Афанасий Иванович, Мисаил («Сорочинская ярмарка», «Борис Годунов» Мусоргского), Старый дед («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова), Школьный учитель (Дьяк; «Черевички» Чайковского), Щукарь («Поднятая целина» Дзержинского, 1-й исполнитель), Зиновий Борисович («Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича), Пьяный прохожий («Мать» В. В. Желобинского), Поршень («Броненосец "Потёмкин"» О. С. Чишко). А. П. Иванов, певший со Стрельцовым в спектаклях «Царская невеста» и «Черевички», вспоминал: «Сергей Николаевич Стрельцов делал Ваню Лыкова удивительно симпатичным. Его обаятельная улыбка на открытом лице сразу подкупала зрителя, а красивый голос довершал впечатление. Подобно М. Михайлову, С. Стрельцов в опере "Черевички" поражал неподдельным юмором. Оставалось загадкой, как удавалось ему перевоплощаться из Вани Лыкова в Дьяка» (Иванов. 1978. С. 153–154).
Пел в Зеркальном театре в саду «Эрмитаж» (Москва, 1920; Самозванец в «Борисе Годунове» Мусоргского, Гвидон в «Сказке о царе Салтане» Мусоргского, Фауст в одноимённой опере Гуно), гастролировал в оперных театрах в Киеве (1922–1923; Лоэнгрин и Садко в одноимённых операх Вагнера и Римского-Корсакова, Гвидон), Свердловске (ныне Екатеринбург; 1926, Хозе в опере «Кармен» Ж. Бизе), Воронеже (1926, с объединённой украинской оперной труппой; 1933). В 1927–1928 гг. солист Русской оперы при Китайско-Восточной железной дороге в Харбине.
Выступал в концертах. Особое место в репертуаре Стрельцова занимали русские народные песни, в исполнении которых он «неизменно воздействовал чистотой своего красивого ровного и широкого, подлинно русского по тембру тенора» (Лемешев. 1968. С. 185). Участвовал в военно-шефских концертах артистов Большого театра, в фестивале музыки в колхозах (1939). Руководил коллективами художественной самодеятельности.
В 1946 г. преподавал пение в Китае. В 1947–1951 гг. старший преподаватель Национального отделения Московской консерватории.
Аудиозаписи
С участием Стрельцова записаны: оперы – «Майская ночь» (1946, Винокур) и «Ночь перед Рождеством» Н. А. Римского-Корсакова (1948, Дьяк; обе – дирижёр Н. С. Голованов), «Маша и Медведь» М. И. Красева (1946, Дед, дирижёр Б. С. Шерман; не издана, хранится в Гостелерадиофонде); фрагменты из опер – сцена у Солохи («Черевички» П. И. Чайковского, 1940, тонфильм, дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев, остальные солисты: В. А. Давыдова, А. П. Иванов, Г. Ф. Большаков, В. Н. Лубенцов), каватина Князя (1933, 1937, дирижёр В. Л. Кубацкий) и сцена Мельника и Князя («Русалка» А. С. Даргомыжского, 1939, дирижёр А. П. Чугунов, в партии Мельника – А. С. Пирогов), дуэт Хиври и Афанасия Ивановича («Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского, 1938, дирижёр Л. П. Штейнберг, в партии Хиври – В. В. Макарова), песня Михайло Тучи («Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова, 1933, дирижёр Кубацкий), рассказ Щукаря («Поднятая целина» И. И. Дзержинского, 1937, дирижёр С. А. Самосуд); русские народные песни – «Вниз по Волге-реке», «Всю-то я вселенную проехал», «Глухой, неведомой тайгою», «Есть на Волге утёс», «Из-за острова на стрежень», «Ноченька», «Ой, подуй, ветер низовенький», «Славное море, священный Байкал», «Соловьём залётным», «Степь да степь кругом», «Тройка», «Что затуманилась зоренька ясная», «Что не в озере вода», «Эх ты, доля моя, доля», «Я пойду ли вдоль по улице»; советские песни – «Махорочка» К. Я. Листова, «Черноморская» Е. Э. Жарковского, «Про теперешний момент» М. В. Иорданского (все – дуэты с А. П. Ивановым), «Песня красных полков» П. С. Акуленко.
Награды
Награждён орденом «Знак Почёта» (1937).