Давыдова Вера Александровна
Давы́дова Ве́ра Алекса́ндровна [17(30).9.1906, Нижний Новгород – 19.2.1993, Тбилиси], российская певица (меццо-сопрано), народная артистка РСФСР (1951), народная артистка Грузинской ССР (1981).
Дочь землемера и народной учительницы. В раннем детстве переехала с матерью в Хабаровск, в 1910 г. – в Николаевск (ныне Николаевск-на-Амуре). Первые уроки вокала получила от отчима – церковного певчего Михаила Флёрова. Училась в николаевской гимназии, пела в хоре (в том числе сольные партии), брала уроки фортепиано.
В 1920 г. во время японской оккупации Дальнего Востока семья переселилась в Благовещенск, где будущая певица продолжила учёбу, занималась с пианисткой Л. В. Куксинской, солировала в хоре местного кафедрального собора (регент И. П. Райский). В 1922 г. вступила в оперное товарищество И. П. Ахматова (оперного певца, ученика И. П. Прянишникова), у которого брала уроки вокала; исполнила здесь партии Няни («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Флоры и Маддалены («Травиата» и «Риголетто» Дж. Верди), Зибеля («Фауст» Ш. Гуно), Княгини («Русалка» А. С. Даргомыжского), Ангела («Демон» А. Г. Рубинштейна).
В 1924 г. по совету А. М. Лабинского переехала в Ленинград (ныне Санкт-Петербург), поступила на подготовительное отделение Ленинградской консерватории, через год была переведена на первый курс. В 1930 г. окончила консерваторию (класс Е. В. Де-Вос-Соболевой, в Оперной студии занималась под руководством И. В. Ершова). В 1929 г., после исполнения заглавной партии в опере «Кармен» Ж. Бизе в Оперной студии консерватории, принята (вместе с Г. М. Нэлеппом, исполнителем партии Хозе в том же спектакле) в ленинградский Государственный академический театр оперы и балета (ГАТОБ).
В 1929–1932 гг. солистка ГАТОБа (дебютировала в партии Урбана в опере «Гугеноты» Дж. Мейербера). Среди образов, созданных Давыдовой на сцене этого театра: Амнерис («Аида» Дж. Верди), Марфа («Хованщина» М. П. Мусоргского), Ольга, Полина и Миловзор («Евгений Онегин», «Пиковая дама» П. И. Чайковского), Вальтраута («Гибель богов» Р. Вагнера), Кармен (одноимённая опера Ж. Бизе; в двух последних партиях выступала под управлением А. Коутса). Принимала участие в исполнении фрагментов из оперы Вагнера «Парсифаль» (Голос с неба, Большой зал Ленинградской филармонии, дирижёр О. Клемперер, 1929), Симфонии № 2 Г. Малера (там же, дирижёр Х. Унгер, 1931).
В 1932–1956 гг. солистка московского Большого театра (дебютировала в партии Амнерис). На его сцене Давыдова создала галерею вокально-сценических образов: в зарубежных операх – Амнерис, Кармен (одна из лучших исполнительниц этой партии), Азучена («Трубадур» Дж. Верди); в русских – Любаша, Весна («Царская невеста», «Снегурочка»), Любава («Садко» Н. А. Римского-Корсакова; Сталинская премия 1-й степени за 1949, вручена в 1950), Любовь («Мазепа» П. И. Чайковского), Марфа («Хованщина»; Сталинская премия 1-й степени за 1950, вручена в 1951), Марина Мнишек («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Кончаковна («Князь Игорь» А. П. Бородина); в советских – Аксинья («Тихий Дон» И. И. Дзержинского), Груня («Броненосец "Потёмкин"» О. С. Чишко), Ниловна («Мать» В. В. Желобинского), Стеша («Декабристы» Ю. А. Шапорина).
В годы Великой Отечественной войны пела в Тбилисском театре оперы и балета (1941–1943), в том числе новые партии – Далилы («Самсон и Далила» К. Сен-Санса), Шарлотты («Вертер» Ж. Массне); выезжала с концертами в Азербайджан, Армению, выступала перед моряками Черноморского флота, шахтёрами Грузии, пограничниками, в госпиталях. Дала сольный концерт, сбор от которого направила в Фонд обороны. В 1943 г. вернулась в Москву.
Обладала светлым по тембру драматическим меццо-сопрано широкого диапазона.
Давыдова – выдающаяся камерная певица. Значительным событием стал цикл из семи концертов «Русский романс от истоков до наших дней», исполненный Давыдовой в Большом зале Московской консерватории (1943–1944; Сталинская премия 1-й степени, вручена в 1946) и в зале московского Дома учёных (1944–1945); цикл включал свыше 200 сочинений, от композиторов «доглинкинского» периода до советских авторов – Р. М. Глиэра, Н. Я. Мясковского, Ю. А. Шапорина и др.
Гастролировала в Финляндии (1937), Литве (1940), Иране (1943), Польше (1945), Норвегии, Швеции, Дании (1946), Венгрии (1948), Китае (1955). Выступая в разных странах, включала в программы произведения национальных композиторов. В 1946 г. дала в Большом зале Московской консерватории концерт норвежской музыки (Э. Григ, К. Синдинг и др.), в Тбилиси провела вечер грузинского романса (1958), создавала монографические программы (концерт из произведений Ю. А. Шапорина, Малый зал Московской консерватории, 1940).
С 1959 г. преподавала в Тбилисской консерватории (с 1964 профессор). Среди её учениц – Л. Г. Чкония, М. Ф. Касрашвили.
С участием Давыдовой записаны оперы «Кармен» (1937), «Мазепа» (1949), «Садко» (1952), «Аида» (1953), «Царская невеста» (1955, неполная запись по трансляции из Киевского театра оперы и балета, дирижёр А. И. Климов), кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский» (дирижёр А. Л. Стасевич, запись на тонфильм), сцены из опер «Трубадур» (с Г. М. Нэлеппом), «Аида» (с Д. Я. Андгуладзе), арии, романсы, песни, сольные концерты (в том числе концерт в Большом зале Московской консерватории 22 октября 1950; опубликован на CD фирмой Aquarius Classic, 2019).
Снялась в фильме «Большой концерт» (1951, режиссёр В. П. Строева), в биографическом фильме «Знак судьбы» (1988, режиссёр В. Я. Плоткин). Сохранились киноплёнки с исполнением Хабанеры («Кармен», 1947), «Колыбельной» А. Т. Гречанинова (1939), «Тройки» П. П. Булахова (1952), документальные съёмки (в том числе выступления перед избирателями).
Награждена орденом «Знак Почёта» (1937), орденом Трудового Красного Знамени (1951, 1976).
Муж – Дмитрий Семёнович Мчедлидзе.