Сянься (жанр)
Сянься́ (仙侠, пиньинь xiānxiá, с кит. – бессмертный рыцарь), жанр китайской литературы и кинематографа, родственный приключенческому фэнтези. Произведения жанра вдохновлены даосизмом и буддизмом и основаны на традиционной китайской мифологии и фольклоре. От более популярного жанра уся отличается ярко выраженной фэнтезийностью – действие книг и фильмов сянься разворачивается в мире, населённом богами, демонами и всевозможными фантастическими существами. Сянься условно делится на шесть миров:
высшие боги;
меньшие боги и божественные существа (сущности);
духи и мирные демоны;
злые демоны;
смертные;
мёртвые.
Действие романов или фильмов сянься может происходить в любом из этих миров, а по ходу развития сюжета герои способны перемещаться из одного царства в другое. Обычно ключевая цель главных героев состоит в возвышении – они, осознанно или нет, стремятся к физическому и духовному совершенству, которое возведёт их в статус «бессмертных» [иероглиф «сянь» (仙) обозначает не обретшего «бессмертие» как вечную жизнь, а некое высшее богоподобное существо]. На пути к этой цели они открывают в себе внутренние силы, обретают сверхъестественные способности и проходят череду испытаний, проверяющих на прочность их моральные качества. Истории, которые обычно начинаются в мире смертных, напоминающем древний Китай, к финалу, с обретением главным героем божественных возможностей, достигают космических масштабов. Так, в финале фильма «Путешествие на Запад: Покорение демонов» («Journey to the West: Conquering the Demons», 2013, режиссёр Стивен Чоу) один из героев пытается противостоять гигантской ладони Будды, падающей на него из космоса.
Основополагающей книгой жанра сянься считается «Путешествие на Запад». Роман был опубликован в 1592 г. без указания автора, но современные исследователи сходятся во мнении, что написал книгу поэт и писатель У Чэнъэнь. Книга рассказывает о путешествии в Индию за буддистскими сутрами монаха Сюань Цзана и трёх демонических существ (царя обезьян Сунь Укуна, человекосвина Чжу Бацзе и песчаного демона Ша Сэна), ставших его спутниками и учениками. В пути герои преодолевают множество испытаний и сражений – с оборотнями, демонами и божествами, а агрессивный и жестокий Сунь Укун через смирение и самоотречение приходит к просветлению.
Другой образец жанра – роман «Облачение богов» (кит. 封神英雄榜), опубликованный в период с 1567 по 1619 гг., за авторством Сюй Чжунлиня (по одной из версий, он написал эту книгу в качестве приданого для своей дочери) и Лу Сисина. Действие романа «Облачение богов» происходит в период смены династий Шан (1600–1046 до н. э.) и Чжоу (1046–256 до н. э.), он разделён на сто глав и рассказывает о том, как чжоуский правитель У-ван сверг правителя царства Шан, которого обольстила и подчинила своей воле жестокая и коварная лисица-оборотень Да Цзи. Пантеон персонажей и переработанные истории из «Путешествия на Запад» и «Облачения богов» лежат в основе множества современных китайских фильмов жанра сянься.
Сянься в кино
Китайский кинематограф долго обходил вниманием жанр сянься, и даже масштабная экранизация «Путешествия на Запад» от гонконгской киностудии Shaw Brothers, состоящая из четырёх полнометражных фильмов режиссёра Хо Мэнхуа [«Обезьяна отправляется на Запад» («The Monkey Goes West», 1966), «Принцесса Железный веер» («Princess Iron Fan», 1966), «Пещера Шёлковой паутины» («The Cave of the Silken Web», 1967), «Страна женщин» («The Land of Many Perfumes», 1968)], не дала толчок новому тренду.
Точкой отсчёта в истории сянься как киножанра принято считать 1983 г., когда вышел гонконгский фильм «Зу: Воины с волшебной горы» («Zu: Warriors of the Magic Mountain», 1983, режиссёр Цуй Харк). Основанный на популярном романе Ли Шоумина (под псевдонимом Хуаньчжу Лоучжу) «Легенда о меченосцах гор Шу» (蜀山剑侠传) 1932 г., фильм рассказывает о молодом солдате, который в попытке спастись от смерти на поле боя прячется в горной пещере. Пещера открывает ему путь в волшебный мир, которому угрожает кровавый демон, задумавший поработить всю планету.
Фильм провалился в прокате, если учитывать немалые затраты на производство («Зу» даже не вошёл в топ-50 кассовых хитов по итогам года), но снискал признание среди профессионалов киноиндустрии – по итогам года его выдвинули в пяти номинациях на Гонконгскую кинопремию, а Цуй Харк зарекомендовал себя как яркий режиссёр-визионер. Фильм заметили и за рубежом: считается, что именно «Зу» стал главным источником вдохновения для голливудской фэнтези-комедии «Большой переполох в Маленьком Китае» («Big Trouble in Little China», 1986, режиссёр Дж. Карпентер).
Хотя после коммерческого провала «Зу» Цуй Харк был вынужден переключиться на более бюджетное кино, свою любовь к жанру сянься он не оставил. Заработав на нескольких успешных комедиях и боевиках, он спродюсировал фэнтези-фильм «Китайская история призраков» («A Chinese Ghost Story», 1987, режиссёр Тони Чин), основанный на рассказе Пу Сунлина, который стал невероятно популярен и дал начало мощной волне мистических историй о любви между человеком и духом. Певец и актёр Лесли Чун играет в этом фильме книжника, забредшего во владения Древесного Демона, которому подчиняются две демоницы (Джои Ван и Сюэ Чжилунь). Герой влюбляется в одну из них, и, хотя девушка тоже проникается к юноше чувствами, история заканчивается драматически, поскольку они принадлежат разным мирам и не могут быть вместе.
«Китайская история призраков» хотя и не относится к чистым образцам сянься, тем не менее остаётся важным для истории жанра фильмом, поскольку заложила одну из основных его черт – живописные и хореографически изобретательные боевые сцены, значительно превосходящие человеческие возможности. Эта черта сянься была развита в двух сиквелах «Китайской истории призраков» (1990–1991, режиссёр Тони Чин), и в начале 1990-х гг. гонконгские фильмы сянься привлекли внимание широкой аудитории. Одним из них стала картина «Зелёная змея» («Green Snake», 1993), где Цуй Харк выступил режиссёром, продюсером и сценаристом. В основе сюжета лежит легенда о двух сёстрах-демоницах, из змей превратившихся в девушек, чтобы лучше узнать людей. История развивается трагически: несмотря на предостережения Зелёной змеи, Белая змея влюбляется в человека, что не нравится монаху Фа Хаю, который пытается уничтожить сестёр. Историю двух змей экранизировали и раньше, но до «Зелёной змеи» её не адаптировали так выразительно и эффектно.
Популярный гонконгский комик Стивен Чоу совместно с режиссёром, сценаристом и продюсером Джеффри Лау создал дилогию «Китайская одиссея» («A Chinese Odyssey», 1995, режиссёр Джеффри Лау). В ней «Путешествие на Запад» переосмыслено как комедия абсурда не в ущерб его философскому содержанию, что принесло двум фильмам большой коммерческий и зрительский успех. Две части «Китайской одиссеи» часто можно встретить в топах лучших гонконгских фильмов, а сам Чоу в гриме Сунь Укуна стал одним из иконических образов гонконгского кино.
В конце 1990-х гг. гонконгский кинематограф вступил в эпоху финансового кризиса, и снимать дорогие (с точки зрения спецэффектов, декораций, костюмов, экшен-сцен) фильмы сянься стало невыгодно. Жанр постепенно перешёл на телевидение, хотя вышли и несколько полнометражных фильмов: «Властелины стихий» («Stormriders», 1998, режиссёр Эндрю Лау), «Легенда о Зу» («The Legend of Zu», 2001, режиссёр Цуй Харк), «Китайская история» («A Chinese Tall Story», 2005, режиссёр Джеффри Лау).
Сянься в 21 в.
Возрождение сянься произошло в начале 2010-х гг. в силу двух факторов. Во-первых, жанр получил новое дыхание в литературе благодаря Интернету и новому поколению авторов, которые публиковали свои работы сразу в Сети. Во-вторых, своё кинопроизводство начал развивать материковый Китай, в котором огромными темпами росло число кинотеатров. Однако местной индустрии было нечего противопоставить голливудским блокбастерам. В стране действовала жёсткая цензура, фактически запрещавшая ряд жанров и накладывавшая ограничения на производство всего, что было связано с фантастикой и фэнтези в современном мире. Однако для китайского фольклора и мифологии всегда делалось исключение, чем успешно пользовались продюсеры.
В первую очередь в производство были запущены несколько ремейков классических гонконгских фильмов в жанрах сянься и уся: в 2011 г. вышли новые версии картин «Китайская история о призраках» («A Chinese Ghost Story», режиссёр Уилсон Ип) и «Чародей и Белая змея» («The Sorcerer and the White Snake», режиссёр Тони Чин), в 2014 г. – лента «Беловолосая ведьма Лунного королевства» («The White-Haired Witch of Lunar Kingdom», режиссёр Джейкоб Чун). Ярким коммерческим хитом стал «Царь обезьян» («The Monkey King», 2014, режиссёр Чин Поу Сои), за которым последовали коммерчески успешные продолжения (2016 и 2018) от того же режиссёра.
В 2013 г. Стивен Чоу снял ещё одну версию «Путешествия на Запад», вышеупомянутое «Покорение демонов», отчасти пересняв свою «Китайскую одиссею», отчасти переосмыслив литературный первоисточник в более мрачном ключе. Фильм собрал в китайском прокате почти 200 млн долл. и лишь немного уступил абсолютному лидеру бокс-офиса (на тот момент) – комедии «Затерянные в Таиланде» («Lost in Thailand», 2012, режиссёр Сюй Чжэн).
На несколько лет сянься-фильмы стали гарантом больших кассовых сборов и зрительской любви, но во 2-й половине 2010-х гг. их популярность сошла на нет. «Лига богов» («The League of Gods», 2016, режиссёр Коан Хуэй), полномасштабная экранизация романа «Одеяние богов» с бюджетом в 75 млн долл. и плеядой китайских и гонконгских звёзд в главных ролях, провалилась в прокате, оборвав историю на полуслове (авторы планировали несколько фильмов, но после коммерческой неудачи «Лиги богов» от продолжений было решено отказаться).
Поскольку такие ленты сложны и дороги в производстве, сянься-фильмы по инерции выходили ещё несколько лет после картины «Лига богов», но их сборы подтверждали нисходящий тренд, разоряя продюсеров. Один из самых дорогих китайских фильмов «Асура» («Asura», 2018, режиссёр Чжан Пэн), стоивший 100 млн долл., вышел в Китае в июле 2018 г. и всего через несколько дней был снят с проката: сборы оказались удручающе низкими, а отзывы плохими, так что авторы пообещали перемонтировать, улучшить и перевыпустить фильм заново. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Исключением из череды провалов сянься стал мультфильм «Нэчжа» («Nezha», 2019, режиссёр Цзяо Цзы), заработавший только в Китае 778 млн долл. Тепло приняли и другие сянься-мультфильмы, «Цзян Цзыя» («Jiang Ziya», 2020, режиссёры Чэн Тэн, Ли Вэй, Ли Ся, Ван Синь), принёсший своим создателям почти 250 млн долл., и «Перерождение царя обезьян» («Monkey King Reborn», 2021, режиссёр Ван Юньфэй), собравший 132 млн долл.
Сянься в сериалах
Коммерческие провалы кинотеатральных фильмов сянься пошли на пользу жанру в целом. Одной из причин спада интереса к кинопрокатным релизам сянься стало значительно возросшее качество аналогичных проектов на телевидении.
Одним из самых популярных сянься 2-й половины 2010-х гг. стал сериал «Вечная любовь», также известный под названием «Три жизни, три мира: Десять тысяч миль персиковых цветков» («Eternal Love», 2017, режиссёры Линь Юйфэнь, Юй Цуйхуа и Ям Хой То), основанный на романе Тан Ци 2015 г. Главные роли в сериале исполнили популярные актёры Марк Чао и Ян Ми, сыгравшие возлюбленных, которые переживают трагическую драму в разных реинкарнациях. Через год после выхода сериал набрал 50 млрд просмотров на разных стриминговых платформах, что сделало его самым просматриваемым в Интернете китайским сериалом, а также принесло большую известность на Западе.
Другой успешный веб-сериал в жанре сянься, «Неукротимый» («The Untamed», 2019, режиссёры Стив Чэн, Чан Ка Лам), основан на веб-романе автора Мосян Тунсю «Магистр дьявольского культа» (кит. 魔道祖师), по которому были также созданы комикс, мультсериал и мобильная игра. Сериал «Неукротимый» стал одним из самых популярных на китайской онлайн-платформе Tencent – суммарные просмотры 50 эпизодов через два года после выпуска превысили 10 млрд.
В конце 2010-х гг. наряду с сериалами свой вклад в развитие жанра внесли онлайн-кинотеатры, запустившие в работу массу сянься-фильмов, рассчитанных на интернет-релизы. Так, к сериалу «Неукротимый» были выпущены два полнометражных онлайн-спин-оффа режиссёра Цю Чжунвэя – «Живые мертвецы» («The Living Dead», 2019) и «Смертельное путешествие» («Fatal Journey», 2020), главными героями которых стали второстепенные персонажи оригинального сериала. Качество спецэффектов в этих фильмах в сравнении с тем, что показывали на больших экранах, было низким, но по мере развития технологий разрыв сокращается: рядовые образцы жанра сянься начала 2020-х гг. мало уступают кинопрокатным блокбастерам середины 2010-х гг.
В условиях более мягкой цензуры в Интернете в сравнении с кинопрокатом онлайн-фильмы по-прежнему представляют собой вариации на тему «Путешествия на Запад» и «Облачения богов», в которых известные персонажи предстают под новым углом, а знакомые события переиначены на новый лад. Так, только в 2020 г. в онлайн-кинотеатрах Китая появилось около полутора десятка фильмов, в которых так или иначе фигурировал царь обезьян Сунь Укун.