Лесли Чун
Ле́сли Чун (Лесли Чун Квок-Вин, англ. Leslie Cheung Kwok-Wing; Чжан Гожун, кит. 张国荣, пиньинь Zhāng Guóróng; Чён Куоквин, кантон. 張國榮, ютпхин zoeng¹ gwok³wing⁴; имя при рождении Чун Фат-Чун, англ. Cheung Fat-Chung; Чжан Фацзун, кит. 张发宗, пиньинь Zhāng Fāzōng; Чён Фатчун, кантон. 張發宗, ютпхин zoeng¹ faat³zung¹) (12.9.1956, Коулун, Гонконг – 1.4.2003, Сянган), гонконгский актёр и певец, одна из главных азиатских кинозвёзд 1980–1990-х гг. Восьмикратный номинант на Гонконгскую кинопремию за лучшую мужскую роль. Один из самых ярких исполнителей канто-попа, выпустивший более 40 альбомов и задавший новые стандарты проведения и оформления музыкальных концертов в Азии.
Детство и ранние годы
Чун Фат-Чун был младшим из 10 детей, трое из которых не дожили до совершеннолетия. Его отец был известным портным. Чун учился в частной школе Розарихилл (玫瑰崗學校) в Гонконге. Из всех предметов ему лучше всего давался английский язык. В 12 лет его перевели в закрытую школу в Англии, где Чун открыл для себя мир западного кинематографа и мюзиклов. Примерно в это время Чун сменил китайское имя Фат-Чун (發宗) на Квок-Вин (國榮), а затем, после просмотра исторической мелодрамы «Унесённые ветром» («Gone With the Wind», 1939, режиссёры В. Флеминг, Дж. Кьюкор и С. Вуд), выбрал имя Лесли в честь снявшегося в фильме актёра Лесли Ховарда.
Окончив школу, Чун поступил в Университет Лидса по направлению текстильного менеджмента, но после того, как отец пережил сердечный приступ, вернулся в Гонконг, чтобы быть ближе к семье. Там он устроился продавцом в магазин джинсовой одежды Levi’s, параллельно продолжив учёбу. Вместе с сокурсниками основал группу, в которой был солистом, а в мае 1977 г. записался на музыкальный конкурс, который проводил гонконгский телеканал RTV [麗的呼聲; с 1982 – ATV (亞洲電視)]. Гонконгский этап конкурса Чун закончил вторым, в финале исполнив песню «American Pie», а на общеазиатском этапе занял 5-е место. После конкурса RTV подписало с ним 3-летний актёрский контракт, а звукозаписывающая компания Polydor Records предложила артисту сотрудничество.
Начало карьеры в шоу-бизнесе
Начало музыкальной карьеры Лесли Чуна, впоследствии ставшего одним из главных поп-айдолов не только Гонконга, но и всей Азии, было неудачным. Три первых альбома, записанных на Polydor Records (два на английском языке и один на кантонском диалекте), не пользовались успехом: продажи первого из них составили всего 800 копий (Leslie Cheung storms the Coliseum. 1988), а журналисты раскритиковали голос исполнителя. Во время своего полноценного публичного дебюта на гонконгском фестивале поп- и фолк-музыки Чуну пришлось уйти со сцены после того, как зрители его освистали. В итоге Polydor Records позволила Чуну расторгнуть контракт.
Актёрская карьера Чуна сперва также складывалась непросто. В 1978 г. он поучаствовал сразу в нескольких телевизионных и кинематографических проектах, из которых сравнительной популярностью пользовался сериал «Дух меча» («Spirit of the Sword», 1978), где Чун исполнил главную роль. В полнометражной комедии «Собака грызёт собачью кость» («Dog Bites Dog Bone», 1978, режиссёры Майкл Лай и Нэнси Сит) у него была небольшая роль, а его дебютный фильм «Эротический сон в красном тереме» («Erotic Dream of the Red Chamber», 1978, режиссёр Гам Ям) хотя и не был в полной мере эротическим, но был достаточно фривольным, чтобы впоследствии Чун выразил сожаление о том, что согласился в нём сняться.
В 1980-е гг. Чун много снимался на RTV, но сериалы этого телеканала были не так популярны, как проекты их конкурентов из TVB. Наиболее удачными его работами этого периода стали роли в сериалах «Династия 2» («Dynasty 2», 1980), «Маленькое желание» («Small Wish», 1980), «Унесённые ветром» («Gone With the Wind», 1980), «Мастер тайчи 2» («Taichi Master 2», 1981), «Четыре пары» («Four Couples», 1981) и «Агентство 24» («Agency 24», 1981). Однако даже исполнение главных ролей не приносило артисту славы. Полнометражные фильмы «На бис» («Encore», 1980, режиссёр Клиффорд Чой) и «Испытательный срок» («Job Hunter», 1981, режиссёр Кларенс Фок) также не снискали широкого успеха.
От телевидения – к кино
В 1982 г. истёк срок контракта Лесли Чуна с RTV и по совету своего наставника – актёра, режиссёра и музыканта Майкла Лая Чун обратился на TVB, где ему предложили актёрский контракт с каналом и продюсерский договор с их собственным музыкальным лейблом – Capital Artists. Практически сразу же Чун записал свой первый хит «Ветер продолжает дуть» (風繼續吹) – кавер на песню японского исполнителя Ямагути Момоэ. В 1983 г. вышел одноимённый альбом, который стал первым в дискографии Чуна, удостоенным золотого статуса. Вышедшая в 1984 г. песня «Моника» («Monica») – кавер на песню другого японского исполнителя, Киккава Кодзи, – стала настоящим суперхитом, заняв первые строчки музыкальных чартов Гонконга.
Кинокарьера Чуна развивалась постепенно. В 1982 г. он сыграл в фильме «Мечтательницы» («Teenage Dreamers», режиссёр Клиффорд Чой) студии Shaw Brothers, связанной с каналом TVB, и в последующие годы участвовал в других проектах студии: «Юная девушка-дракон» («Little Dragon Maiden», 1983, режиссёр Хуа Шань) и «За жёлтой линией» («Behind the Yellow Line», 1984, режиссёр Тэйлор Вонг). Артхаусная картина «Кочевник» («Nomad», 1982, режиссер Патрик Там), за роль в которой Чун был номинирован на Гонконгскую кинопремию в актёрской номинации, считается одним из знаковых фильмов гонконгской «новой волны». Самым кассовым фильмом 1-й половины 1980-х гг. для Чуна оказалась семейная комедия студии Cinema City «Счастливого рождества!» («Merry Christmas», 1984, режиссёр Клифтон Ко), в которой Чун сыграл второстепенную роль в компании с популярным гонконгским комиком Карлом Макой и быстро набиравшей популярность юной актрисой Лолеттой Ли.
В 1985 г. Чун сыграл в 3 комедиях, закрепивших его имидж поп-идола, в самой успешной из них – «Только для твоего сердца» («For Your Heart Only», режиссёр Рэймонд Фун) – он вновь сыграл в паре с Лолеттой Ли. Параллельно с премьерой фильма вышел одноимённый музыкальный альбом, ставший одним из самых продаваемых в 1985 г. В следующем году Чун ушёл с Capital Records и перешёл на студию Cinepoly Records (新藝寶) – дочернюю структуру кинокомпании Cinema City.
Успех в кинематографе
Новый этап карьеры Лесли Чуна, уже в статусе полноценной звезды, начался во 2-й половине 1980-х гг. В кинотеатрах Гонконга вышли блокбастеры «Светлое будущее» («A Better Tomorrow», 1986, режиссёр Джон Ву) и его сиквел – «Светлое будущее 2» («A Better Tomorrow 2», 1987, режиссёр Джон Ву). Между этими двумя картинами были сняты ещё два этапных для азиатского кинематографа фильма – мистическая мелодрама «Румяна» («Rouge», 1987, режиссёр Стэнли Кван), в которой Чун впервые сыграл отрицательную роль, и романтическое фэнтези «Китайская история призраков» («A Chinese Ghost Story», 1987, режиссёр Тони Чин). За роли в картинах «Светлое будущее 2» и «Румяна» Чун получил по актёрской номинации на Гонконгскую кинопремию.
В это же время успешно развивалась музыкальная карьера Чуна. Его первый альбом – «Summer Romance», выпущенный на лейбле Cinepoly Records в 1987 г., получил статус золотого во многом за счёт баллады из «Китайской истории призраков». Золотым стал и следующий его альбом – «Virgin Snow» (1988), а третий альбом Чуна для Cinepoly Records – «Hot Summer» (1988) – достиг платинового статуса.
В 1988 г. Чун провёл серию из 23 концертов на гонконгской арене «Колизей», которые прошли с небывалым успехом и собрали около 250 тыс. зрителей (Leslie Cheung storms the Coliseum. 1988). Чун старался не разделять музыкальную и актёрскую карьеру: в концертные версии своих песен он включал музыкальные темы из фильмов и представал перед зрителями в узнаваемых кинообразах. Но после событий на площади Тяньаньмэнь 1989 г. Чун в знак протеста объявил о завершении музыкальной карьеры и переезде в Ванкувер, где год спустя получил канадское гражданство. После своего заявления он выпустил ещё 3 альбома [«Leslie’89», «Salute» и «Final Encounter» (все три – 1989)], каждый из которых стал платиновым. Прощальный концертный тур артиста прошёл в гонконгском «Колизее» и состоял из 33 выступлений.
Уход из музыкальной индустрии не повлиял на актёрскую карьеру исполнителя. В 1989 г. Чун сыграл в комедийном боевике «Безумная миссия 5: Налёт на Терракоту» («Aces Go Places 5 – The Terracotta Hit», режиссёр Лау Кар Люн), а в следующем году появился в фильме «Китайская история призраков 2» («A Chinese Ghost Story 2», режиссёр Тони Чин) и в главной роли в драме «Дикие дни» («Days of Being Wild», режиссёр Вонг Карвай). За свою роль Чун получил номинацию на тайваньском кинофестивале «Золотая лошадь» и Гонконгскую кинопремию.
В начале 1990-х гг. Чун чередовал участие в коммеческих и авторских проектах. Он снялся в успешных новогодних комедиях «Всё хорошо, что хорошо кончается» («All’s Well Ends Well», 1992, режиссёр Клифтон Ко), его сиквелах «Всё хорошо, что хорошо кончается 2» («All’s Well Ends Well Too», 1993, режиссёр Клифтон Ко) и «Всё хорошо, что хорошо кончается ‘97» («All’s Well Ends Well ‘97», 1997, режиссёр Альфред Чун), в фильмах «Эта замечательная жизнь» («It’s a Wonderful Life», 1994, режиссёр Клифтон Ко) и «Китайский банкет» («The Chinese Feast», 1995, режиссёр Цуй Харк), в комедийном боевике «Однажды став вором» («Once a Thief», 1991, режиссёр Джон Ву), пародийной уся-комедии «Стреляющие по орлам герои» («Eagle Shooting Heroes», 1993, режиссёр Джефф Лау), в дилогии сянься-экшенов «Невеста с белыми волосами» («The Bride With White Hair», 1993, режиссёр Ронни Юй) и «Невеста с белыми волосами 2» («The Bride With White Hair 2», 1993, Дэвид У), а также в романтической комедии «Он женщина, она мужчина» («He’s a Woman, She’s a Man», 1994, режиссёр Питер Чан), у которой позднее вышел сиквел «Кто женщина, кто мужчина» («Who’s a Woman, Who’s a Man», 1996, режиссёр Питер Чан). Чун был одним из самых высокооплачиваемых актёров Гонконга тех лет, получая за роль минимум 5 млн гонконгских долл. (Bordwell. 2011. P. 73).
В середине 1990-х гг. появились фильмы «Прощай, моя наложница» («Farewell to My Concubine», 1993, режиссёр Чэнь Кайгэ), «Прах времён» («Ashes of Time», 1994, режиссёр Вонг Карвай), «Луна-соблазнительница» («Temptress Moon», 1996, режиссёр Чэнь Кайгэ) и «Счастливы вместе» («Happy Together», 1997, режиссёр Вонг Карвай), сделавшие Чуна звездой артхаусного кино мирового уровня. Фильм «Прощай, моя наложница» был удостоен премии «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке и номинировался на «Оскар» в аналогичной категории, а также победил на Каннском кинофестивале, разделив награду с драмой «Пианино» («The Piano», 1992, режиссёр Дж. Кэмпион). За роль в картине «Луна-соблазнительница» Чун был номинирован на тайваньскую награду «Золотая лошадь».
В фильме «Да здравствует эротика!» («Viva Erotica», 1996, режиссёры Ло Чи-Люн и Дерек И) Чун сыграл режиссёра авторского кино, который из-за кризиса гонконгской киноиндустрии вынужден начать снимать комедийно-эротический триллер с любовницей инвестора в исполнении Шу Ци. Несмотря на откровенность и рискованный юмор, фильм был тепло принят как зрителями, так и критиками, и получил 8 номинаций на Гонконгскую кинопремию, из которых две награды получила Шу Ци – как лучшая актриса второго плана и как лучшая новая актриса.
Поздние годы карьеры и смерть
В середине 1990-х гг. Лесли Чун решил возобновить карьеру поп-певца и подписал контракт с тайваньской студией Rock Records (滾石唱片). Его первый альбом после перерыва назывался «Beloved» (1995) и включал в себя 10 песен, из которых 6 звучали в фильмах с его участием. «Beloved» стал платиновым, так же как и следующий альбом для Rock Records под названием «Red» (1996). В конце 1990-х гг. Чун перешёл с Rock Records на студию Universal, для которой записал 3 успешных альбома на кантонском диалекте – «Countdown With You» (1999), «Big Heat» (2000) и «Everything Follows the Wind» (2003). Последний вышел уже после смерти исполнителя и поставил рекорд по скорости продаж в Гонконге – предзаказы составили 50 тыс. копий.
Киноиндустрия Гонконга на рубеже 1990–2000-х гг. пребывала в серьёзном кризисе, но Чун в этот период снялся в нескольких фильмах: мелодраме «Анна Магдалена» («Anna Magdalena», 1998, режиссёр Кеннет И), криминальной драме «Лунный экспресс» («Moonlight Express», 1999, режиссёр Дэниел Ли), триллере «Двойной выстрел» («Double Tap», 2000, режиссёр Ло Чи-Люн), романтической комедии «Встреча на Окинаве» («Okinawa Rendez-Vous», 2000, режиссёр Гордон Чан) и мистическом триллере «Внутренние чувства» («Inner Senses», 2002, режиссёр Ло Чи-Люн), роль в котором стала для него последней. Чун попробовал себя в режиссуре, поставив короткометражный фильм «Из праха в прах» («From Ashes to Ashes», 2000).
1 апреля 2003 г. Чун спрыгнул с 24-го этажа гонконгского отеля «Мандарин Ориентал» (香港文華東方酒店). Он оставил предсмертную записку, в которой признался, что на этот шаг его толкнула депрессия. На следующий день после смерти Чуна его давний партнер Даффи Тун подтвердил, что Чун долгое время боролся с депрессией и почти год посещал психотерапевта, а в ноябре 2002 г. уже пытался покончить с собой.
Личная жизнь, благотворительность и наследие
В 1977 г., во время съёмок на RTV, у Лесли Чуна завязался роман с начинающей актрисой Терезой Мо. Их отношения продлились 2 года, прежде чем Чун сделал актрисе предложение, однако та ответила отказом, после чего романтическая связь постепенно перешла в дружескую. В 1990-е гг. пара неоднократно снималась вместе, например, в ромкоме «Всё хорошо, что хорошо кончается» они сыграли влюблённых. После расставания с Мо Чун встречался с актрисой Сидни Йим (1980), актрисой и моделью Энни Нгай (1981–1983) и Синди Юн (1984–1985) – дочерью гонконгского бизнесмена и продюсера Альберта Юна.
Чун активно занимался благотворительностью, поддерживая дома престарелых, борьбу с насилием над детьми. В 1996 г. он пожертвовал 1 млн гонконгских долл. фонду борьбы с детским раком и продолжил сбор средств в его пользу на одном из своих концертов, собрав ещё 800 тыс. гонконгских долл. (Chak. 2023).
Концерты и выступления памяти актёра проходят на протяжении многих лет после его смерти. В сентябре 2016 г. фан-клуб Red Mission организовал празднование 60-летия, на котором в числе прочих песни Чуна исполнял популярный актёр и певец Изон Чан, а другой фан-клуб, United Leslie, провёл выставку и показ двух фильмов с участием Чуна. 1 апреля 2022 г. на китайских онлайн-платформах состоялась премьера 4K-ремастера популярного концерта Чуна «Passion Tour» 2000 г., улучшенного при помощи нейросетевых технологий Tencent Media Lab (腾讯多媒体实验室) (Deng. 2022).