Шэнь
Шэнь (神, пиньинь shén), в китайских народных верованиях, в даосизме, в конфуцианстве и других традициях обозначение духов (божеств), составляющих большую часть пантеона. Шэнь – многозначное понятие, которое может переводиться как «дух», «божество», «разум», «чудесное» (как причастное к сфере сакрального или же как характеристика необычного таланта или умения) и т. д.
В даосизме и в народных верованиях духами-шэнь называют высших богов, природных духов, духов-покровителей, обожествлённых культурных героев и другие категории божеств. Как правило, отличны от шэнь духи предков и бессмертные-сяни.
В число шэнь не включают многообразных оборотней, души умерших (гуй). Не причисляют к шэнь и многочисленных злых духов, также маркируемых как гуй (в этом широком значении термин «гуй» целесообразно переводить как «нечисть»; он покрывает несколько разновидностей духов, включая упомянутых выше оборотней).
Терминологическая пара гуй – шэнь восходит к эпохе Чжоу. По-видимому, первоначально строгого смыслового различия между этими понятиями не было. Постепенно в этой паре понятие гуй закрепилось за душами умерших, а шэнь – в первую очередь за природными духами. Вместе с тем пара гуй – шэнь также могла и может использоваться для обозначения разных душ человека в их посмертном существовании: мыслящая душа хунь, ассоциирующаяся со светлым началом ян, становится духом шэнь, уходя в небо, а чувствующая душа, ассоциирующаяся с тёмным началом инь, остаётся в земле, принимая название «гуй».
В составе бюрократизированного пантеона народных верований и даосизма шэнь подчинены строгой иерархии, назначаются на должность или бывают с неё уволены, часто ведут канцелярскую отчётность, могут быть подкуплены и т. п. Статусом шэнь (в том числе духа земли – туди и бога города – чэнхуана) может быть наделён после смерти человек за прижизненные заслуги.
В даосской и конфуцианской антропологии шэнь представляет собой разумное начало индивида, подобное и причастное к мировому шэнь – творческой силе, обусловливающей метаморфозы мироздания. В теле человека шэнь локализуется в сердце как основном познающем органе.
Одним из элементов исторического конфуцианства, помимо поклонения духам родовых предков и выдающихся конфуцианцев, был культ Неба, которое Дун Чжуншу называл «государем всех шэнь» (бай шэнь чжи цзюнь 百神之君). Неотъемлемой частью слитого с идеологией императорского Китая официального конфуцианства был культ шэнь – покровителей государства и природных божеств (духов земли и злаков, богов гор и рек и т. п.). При этом многих конфуцианцев (в частности, Сюнь-цзы, Ван Чуна, Лю Цзунъюаня) отличал скептицизм по отношению к вере в личных шэнь.
В поздней народной мифологии (с эпох Сун и Мин) шэнь может служить обозначением любых благодетельных по отношению к человеку духов в противоположность злокозненным духам гуй (или яо).