Шолоховский вопрос. Проблема авторства «Тихого Дона»
Шолоховский вопрос. Проблема авторства «Тихого Дона». Вопрос об авторстве «Тихого Дона» возник в литературной среде в конце 1920-х гг., после публикации первых двух книг романа (1928–1929). Писатели – современники М. А. Шолохова, прежде всего представители литературного объединения «Кузница», усомнились в том, что молодой автор (Шолохову не было и 25 лет) мог создать такое масштабное и глубокое произведение; высказывались предположения о плагиате. В письме супруге М. П. Шолоховой от 23 марта 1929 г. писатель признавался: «Меня организованно и здорово травят. Я взвинчен до отказа, а в результате – полная моральная дезорганизация, отсутствие работоспособности, сна, аппетита. Но душой я бодр! Драться буду до конца!» (Шолохов М. А. Письма. Москва, 2003. С. 29).
Шолохов просил Российскую ассоциацию пролетарских писателей публично прояснить ситуацию со слухами о плагиате, однако там игнорировали просьбу писателя, ссылаясь на то, что он не нуждается в оправданиях. Тогда Шолохов обратился в редакцию газеты «Правда». М. И. Ульянова, член редколлегии и ответственный секретарь газеты, создала комиссию в составе А. С. Серафимовича, А. А. Фадеева, Л. Л. Авербаха, В. П. Ставского, В. М. Киршона, которой писатель передал рукописи 1-й и 2-й книг романа и использовавшиеся при их создании материалы. По результатам работы комиссии в «Правде» 29 марта 1929 г. была опубликована статья с опровержением клеветы: «Пролетарские писатели, работавшие не один год с т. Шолоховым, знают весь его творческий путь, его работу в течение нескольких лет над "Тихим Доном", материалы, которые он собирал и изучал, работая над романом, черновики его рукописей. Никаких материалов, порочащих работу т. Шолохова, нет и не может быть…» [Письмо в редакцию / А. Серафимович, Л. Авербах, В. Киршон [и др.] // Правда. 1929. 29 марта (№ 72). С. 4].
Проблема была реанимирована с выходом книги «Стремя "Тихого Дона": (загадки романа)» (Paris, 1974) И. Н. Медведевой-Томашевской (1903–1973) с предисловием А. И. Солженицына. Норвежский славист Г. Хьетсо (1937–2008) и группа шведских учёных и программистов, в которую вошли С. Густавссон, Б. Бекман, С. Гил, провели компьютерное исследование текстов М. А. Шолохова и наиболее часто упоминавшегося претендента на создание «Тихого Дона» – Ф. Д. Крюкова. Результаты исследования, подтвердившие авторство Шолохова, отражены в работе Г. Хьетсо «Буря над "Тихим Доном"» (Kjetsaa G. Storms on the Quiet Don. A pilot study // Scando-Slavica. 1976. Vol. 22, № 1. P. 5–24) и коллективном труде (Кто написал «Тихий Дон»? / Г. Хьетсо, С. Густавссон, Б. Бекман, С. Гил. Москва, 1989).
Необоснованность сомнений в авторстве Шолохова доказана в монографии Ф. Ф. Кузнецова, где прослежен творческий путь писателя в 1920–1930-е гг., исследованы прототипы персонажей «Тихого Дона» и показана преемственность романа с другими произведениями Шолохова. Выводы исследователя основаны на глубинном анализе рукописей «Тихого Дона», поступивших в Институт мировой литературы РАН в 1999 г. (см.: Кузнецов Ф. Ф. «Тихий Дон»: судьба и правда великого романа. Москва, 2005).