Опытно-показательные учреждения
О́пытно-показа́тельные учрежде́ния Наркомпроса РСФСР, учебно-воспитательные учреждения, организованные для разработки форм и методов обучения и воспитания, а также внедрения их в практику массовой школы. Опытно-показательные учреждения служили базой подготовки и переподготовки педагогических работников, проводили культурно-просветительскую работу среди населения. С 1918 г. опытно-показательные учреждения стали создаваться по инициативе отдельных групп энтузиастов народного просвещения как образцы для других учреждений образования. С 1919 г. по предложению П. Н. Лепешинского перешли в ведение Наркомпроса. Подразделялись на дошкольные, школьные, внешкольные и опытные станции. Работой их руководил отдел опытно-показательных учреждений, созданный в 1922 г. при Главном управлении социального воспитания и политехнического образования Наркомпроса РСФСР.
В состав дошкольных опытно-показательных учреждений входили детские сады и сады-очаги (с длительным пребыванием детей), детские дома для малышей. Здесь, в частности, началось изучение опыта воспитания дошкольников в группах продолженного дня (современный продлённый день). К школьным опытно-показательным учреждениям относились школы 1-й и 2-й ступени, школы-коммуны, детские городки (объединения дошкольных и школьных детских домов или школ). Опытные станции включали воспитательные учреждения различных типов, реже – учительские курсы, педагогические техникумы, библиотеки, клубы. Их главной целью было исследование педагогического процесса с учётом влияния микросреды и пр. Всего было 11 станций. Наиболее известны: первая (создатель и руководитель – С. Т. Шацкий; отделения в Москве и Калужской области; имела 5 детских садов, 16 школ 1-й ступени, 3 школы 2-й ступени, 2 интерната, учреждения по подготовке и повышению квалификации учителей, научно-исследовательские лаборатории, отдел распространения педагогического опыта) и третья (Гагинская – в Рязанской области; руководитель – А. С. Толстов); школа-коммуна имени П. Н. Лепешинского [основана в 1918 в селе Литвиновичи (Белоруссия), с 1919 в Москве; руководитель – М. М. Пистрак]. К вспомогательным опытно-показательным учреждениям относились экскурсионные базы, детские клубы и другие учреждения, например Медико-педагогическая станция (основана в Москве в 1918 В. П. Кащенко как Дом изучения ребёнка, с 1921 Медико-педагогическая клиника, с 1923 Медико-педагогическая станция), включающая клинику, Музей детской психологии и дефектологии, детский дом для умственно отсталых детей и пр. В 1937 г. опытно-показательные учреждения преобразованы в массовые школы.