#Лауреаты Нобелевской премии по литературеЛауреаты Нобелевской премии по литературеИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегЛауреаты Нобелевской премии по литературеЛауреаты Нобелевской премии по литературеНайденo 34 статьиЛитераторыЛитераторы Камю АльберКамю́ Альбе́р (1913–1960), французский писатель. Исследовал экзистенциалистские проблемы абсурда бытия и вытекающего из него бунта, свободы человека и переживания им пограничной ситуации, личной ответственности (философские работы «Миф о Сизифе», 1942, и «Бунтующий человек», 1951). В художественной литературе раскрыл эти темы в повести «Посторонний» (1942) о «естественном человеке», отделившемся от общества, пьесе «Калигула» (1944) о бунте диктатора против бессмысленности существования, романе «Чума» (1947) – хронике жизни поражённого эпидемией города и др. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1957).Литераторы Мартен дю Гар РожеМарте́н дю Гар Роже́ (1881–1958), французский писатель. В творчестве рассуждал о деградации личности, крушении традиционного патриархального уклада жизни из-за всеобщего стремления к обогащению (фарсы «Завещание дядюшки Лелё», 1920; «Водянка», 1928; повесть «Старая Франция», 1933), разрушительном действии страстей (повесть «Африканское признание», 1931) и др. Главное произведение – романная серия «Семья Тибо» (8 книг, 1922–1940) о вырождении французской семьи, члены которой вынуждены смириться с господствующими в буржуазном мире порядками или погибнуть в борьбе с ними. Нобелевская премия по литературе (1937).Историки Моммзен ТеодорМо́ммзен Теодо́р (1817–1903), германский историк Античности, член Прусской королевской АН (1858; в 1874–1895 её секретарь). В 1843 г. защитил докторскую диссертацию о римских коллегиях. Профессор в университетах Лейпцига (с 1848), Цюриха (с 1852), Бреслау (с 1854), Берлина (в 1858–1903, в 1874–1875 ректор). Автор более 1,5 тыс. работ по истории Древнего Рима, филологии, лингвистике, эпиграфике, нумизматике, хронологии, римскому праву. Наиболее известна широкому кругу читателей научно-популярная «История Рима» («Römische Geschichte», Bd 1–3, 1854–1857; Bd 5, 1885; рус. перевод, т. 1–3, 1936–1941; т. 5, 1949). В 1902 г. получил Нобелевскую премию по литературе.Литераторы Милош ЧеславМи́лош Че́слав (1911–2004), польский писатель, переводчик. Сборник эссе «Порабощённый разум» (1953) и политический роман «Захват власти» (1955) посвящены осмыслению тоталитаризма в свете гуманистических ценностей. Автор философской лирики и эссеистики: книга эссе «Придорожная собачка» (1997), поэтические сборники «Это» (2000) и «Второе пространство» (2002). Среди наиболее значительных произведений – поэма «Орфей и Эвридика» (2003), утверждающая бессмертие человеческой души и возможность противостояния физической смерти. Переводил на английский язык польскую поэзию, на польский язык – сочинения У. Шекспира, Ш. Бодлера, У. Уитмена, Т. С. Элиота. Нобелевская премия по литературе (1980).Литераторы Гауптман ГерхартГа́уптман Ге́рхарт (1862–1946), немецкий писатель. Прославился как автор драм в русле натурализма, отличающихся детальным изображением жизни простых людей, острой социальной и психологической проблематикой, использованием разговорной речи и диалекта («Ткачи. Пьеса из сороковых годов», 1892). Драматургия жанрово и эстетически разнообразна: Гауптману принадлежат социальная комедия «Бобровая шуба. Воровская комедия» (1893), историческая трагедия «Флориан Гайер» (1895), трагикомедия «Крысы» (1911) и др.; со 2-й половины 1890-х гг. создавал символистские и фантастические пьесы (драматическая сказка «Потонувший колокол», 1896). Автор романов («Атлантида», 1912), новелл, стихотворений, мемуаров и дневников. Нобелевская премия по литературе (1912).Литераторы Элиот Томас СтернзЭ́лиот То́мас Сте́рнз (1888–1965), американский и британский поэт, драматург, критик, издатель. Один из величайших поэтов 20 в., представитель модернизма. Его поэзию отличают сложная ритмика, фрагментарность, имперсональность, конструирование смысла с помощью цитат и реминисценций. С конца 1920-х гг. в поэзии обращался преимущественно к религиозной проблематике (поэма «Пепельная среда», 1930). Размышлениям о природе поэтического слова посвящены религиозно-философские поэмы цикла «Четыре квартета» (1943). Теоретик и практик поэтической драмы (пьесы «Убийство в соборе», 1935, «Вечеринка с коктейлями», 1949, и др.). Литературе разных эпох посвящены журнальные статьи и книги «Священный лес» (1920), «Избранные статьи» (1932) и др. Нобелевская премия по литературе (1948).Литераторы Элитис ОдисеасЭли́тис Одисе́ас (1911–1996), греческий поэт. Поэзия, сформировавшаяся под влиянием сюрреализма, пронизана размышлениями о Греции (сборник «Ориентирования», 1940), её истории и культуре, античном искусстве и философии; отмечена экспериментальной формой (свободный стих) и реминисценциями (из Пиндара, Романа Сладкопевца, византийских литургических поэтов, представителей западного символизма и авангарда). Нобелевская премия по литературе (1979).Литераторы Гао СинцзяньГа́о Синцзя́нь (род. 1940), китайский писатель, сценарист, критик, художник. Пьесы и романы написаны под влиянием идей даосизма и чань-буддизма. Основные темы прозы – жизнь после смерти, переселение душ. Наибольшую известность получили абсурдистская пьеса «Автобусная остановка» (1983), написанная под влиянием драмы «В ожидании Годо» С. Беккета, и роман «Чудотворные горы» (1990), в котором автор исследует последствия культурной революции. Нобелевская премия по литературе (2000).Литераторы Франс АнатольФранс Анато́ль (1844–1924), французский писатель, член Французской академии (1896). Стоял у истоков реалистического интеллектуального романа во французской литературе («Преступление Сильвестра Боннара», 1881). Сочетал традиционную для реализма установку на достоверность изображения действительности с гротеском и фантастикой, рационалистическую традицию – с импрессионистическим письмом; произведения полны культурных реминисценций. Франс рассматривал общественные явления в их исторической перспективе и диалектическом развитии (романы о Великой французской революции «Боги жаждут», 1912, и «Восстание ангелов», 1914). Вершина сатирического мастерства писателя − роман-памфлет «Остров пингвинов» (1908), в котором история случайного крещения пингвинов и последующего развития их цивилизации предстаёт аллегорией европейской истории. Творчество оказало значительное влияние на Р. Мартен дю Гара, А. Барбюса, М. Пруста, А. де Сент-Экзюпери и др.; снискало популярность в России. Нобелевская премия по литературе (1921).Литераторы Солженицын Александр ИсаевичСолжени́цын Алекса́ндр Иса́евич (1918–2008), русский писатель, публицист, общественный деятель; академик Российской академии наук (1997). Сохранение человеческой души в условиях тоталитаризма и внутреннее противостояние ему – сквозная тема рассказов «Один день Ивана Денисовича» (1962), «Матрёнин двор» (1963), повестей «В круге первом», «Раковый корпус» (обе – 1968), вобравших собственный опыт Солженицына: участие в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., арест, лагеря (1945–1953), ссылка (1953–1956). В беспрецедентном по объёму материала произведении о репрессиях в советскую эпоху «Архипелаг ГУЛАГ: опыт художественного исследования» (1973) соединил черты исторического труда, собрания мемуаров, личного исповедального свидетельства и художественного повествования. В творчестве, сочетающем традиции русской классической литературы с элементами модернистской поэтики, трагические судьбы героев осмысливаются автором в свете нравственного и христианского идеала. В 10-томном «Красном колесе» (1971–1991) на огромном фактическом материале рассматривал причины Февральской и Октябрьской революций 1917 г., обосновывал возможность альтернативного исторического развития России. В автобиографической книге «Бодался телёнок с дубом» (1975) воссоздал общественную и литературную борьбу 1960-х – начала 1970-х гг., вызванную публикацией его сочинений в СССР. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). 1234