Жегин Лев Фёдорович
Же́гин Лев Фёдорович (Лев Францевич Жегин; до 1915 Шехтель) [20.11(2.12).1892, Москва – 1.10.1969, там же], российский график, живописец, теоретик искусства.
Сын архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля; в 1915 г. взял фамилию матери, Натальи Тимофеевны Жегиной (1862–1938). Учился в Школе рисования и живописи К. Ф. Юона и И. О. Дудина (1909–1910); в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1911–1914), где познакомился с М. Ф. Ларионовым и В. Н. Чекрыгиным; затем в Государственных свободных художественных мастерских (1918–1919); жил в Москве. Член групп художников «Маковец» (1922–1926) и «Путь живописи» (1927–1930; инициатор создания группы).
Графическое наследие художника составили портреты, в том числе В. Н. Чекрыгина (итальянский карандаш, 1930-е гг., Русский музей, Санкт-Петербург); жанровые композиции; работы по мотивам произведений Ф. М. Достоевского, А. С. Пушкина; созданные под влиянием идей Чекрыгина серии «Библейские сюжеты» и «Десятиобразные ряды» (1910 – 1920-е гг.), отмеченные пластическим драматизмом, контрастным противопоставлением света и тьмы. Совместно с Чекрыгиным Жегин исполнил иллюстрации к первой книге стихотворений В. В. Маяковского «Я» (1913).
Автор живописных пейзажей (виды Москвы и др.), интерьеров, натюрмортов, портретов. Работал также в технике продавливания на фольге (серия «Прометей», 1930-е гг., частное собрание). Жегин стремился к возрождению классических традиций, обращаясь к «вечным» сюжетам и образам, синтезируя принципы искусства прошлого и современности.
Теория Жегина тесно связана с его творческой практикой: он разрабатывал универсальный язык изображения, выдвинув понятие «активного пространства» на основе изучения типов перспективы и композиции, организации пространства в мировой живописи до 18 в. и особенно в древнерусской иконописи.
Оставил воспоминания о В. Н. Чекрыгине, П. И. Бромирском, П. А. Флоренском. Преподавал в московской Художественно-производственной мастерской печатного дела (1920–1925); ряд учеников Жегина вошли в объединение «Путь живописи».