Агитфарфор
Агитфарфо́р, агитационный фарфор, советские фарфоровые изделия с декором социально-политической тематики: изображения вождей Октябрьской революции, лозунги, государственная символика, индустриальные и авиационные мотивы, образы нового крестьянства. Выпускался с 1918 г. на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде – Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), на Дулёвском фарфоровом заводе и других предприятиях. В разработке дизайна изделий принимали участие художники разных направлений, от членов «Мира искусства» до авангардистов: С. В. Чехонин, А. В. Щекатихина-Потоцкая, А. А. Лепорская, Н. Я. Данько, М. М. Адамович, Р. Т. Вильде, З. В. Кобелецкая, В. П. Тиморев, В. В. Кузнецов, Н. И. Альтман, М. В. Добужинский, В. В. Кандинский, Б. М. Кустодиев, К. С. Малевич, К. С. Петров-Водкин, Н. М. Суетин, В. Е. Татлин и многие другие мастера. Специально разработанные шрифты, орнаменты, тонко продуманное сочетание росписей с формой предметов сделали агитфарфор одним из выдающихся явлений раннего советского искусства. Тематические сервизы и отдельные изделия (статуэтки, вазы, блюда, тарелки) создавались малыми партиями, главным образом для показа на западноевропейских выставках и последующей продажи за рубеж, и затем оказывались в собственности коллекционеров. К середине 1930-х гг. из-за изменений государственной художественной политики в СССР производство агитфарфора было прекращено, однако отдельные элементы его дизайна продолжали использоваться в оформлении фарфоровых изделий.