Россия. География туризма. Туристские ресурсы и современное состояние туризма
Тури́стские ресу́рсы и совреме́нное состоя́ние тури́зма в Росси́йской Федера́ции, разнообразие базовых туристских активов – природных ресурсов и культурно-исторических достопримечательностей, что создаёт предпосылки для развития разных видов и форм туризма.
Туристские ресурсы. Виды туризма
Россия располагает уникальным туристским потенциалом. Разнообразие ландшафтов и климатических условий, богатство растительного и животного мира, многочисленные объекты культурного наследия создают предпосылки для развития разных видов и форм туризма (см. карту «Туристские ресурсы»). Для отдельных, стратегически важных видов туризма – детского, культурно-познавательного, горнолыжного, круизного, экологического и делового – разрабатываются специальные меры государственной поддержки, снимаются административные и социально-экономические барьеры развития. До начала пандемии коронавируса (COVID-19) в 2019 г. в стране лавинообразно росло число гастрономических фестивалей, исторических реконструкций, музыкальных, спортивных событий. Развивались новые виды туризма, гарантирующие туристам яркие незабываемые впечатления, например паранормальный, а также «тёмный» («мрачный», Dark) туризм по местам, связанным со смертью и страданиями людей. В 2017 г. международный рейтинг топ-направлений «мрачного» туризма пополнил Санкт-Петербург – дворец Юсуповых на Мойке с экспозицией «Убийство Распутина».
Отмечается совпадение «ареалов» благоприятных природно-климатических условий для занятий туризмом и экскурсионной привлекательности. Самым высоким интегральным туристским потенциалом располагают Москва, Подмосковье и города «Золотого кольца России»; Санкт-Петербург и его окрестности; Черноморское побережье Кавказа и горные районы Северного Кавказа; Крым; Поволжье; Средний и Южный Урал; Алтай и Байкал.
Культурно-познавательный туризм
В Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации значится 97,4 тыс. объектов (2020). В стране насчитывается 86,2 тыс. памятников истории и культуры, 2920 музеев, 669
профессиональных театров (2020).
В список Всемирного наследия ЮНЕСКО от России включены 31 объект, из них 19 – по номинации «Культурное наследие человечества» и 12 – по номинации «Природное наследие» (2021). В 2014–2021 гг. в список вошли 5 новых объектов: Бо́лгарский историко-археологический комплекс (2014), ландшафты Даурии (2017), Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск (2017), памятники древнего Пскова (2019) и петроглифы Онежского озера и Белого моря (2021).
Самыми первыми (1990) в международный список были внесены 3 культурно-исторических объекта: Московский Кремль и Красная площадь; исторический центр Петербурга и памятники в его окрестностях, а также о. Кижи. К объектам Всемирного природного наследия относятся: девственные леса Коми, вулканы Камчатки, Западный Кавказ, озеро Байкал, Золотые горы Алтая, Центральный Сихотэ-Алинь и др. Россия занимает 1-е место в мире по числу особо охраняемых природных территорий. Туристов привлекают такие уникальные природные явления и объекты, как северное сияние, полярная ночь, полюс холода – самая холодная точка на Земле, где живут люди, гейзеры на Камчатке, плато Путорана и др.
По опросам Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), главным мотивом путешествий россиян по стране является знакомство с новыми местами и культурными достопримечательностями (49 % респондентов в 2021). Поездки с культурно-познавательными целями составляют 20 % внутреннего туристского потока. В последнее время этот вид туризма наполняется новым содержанием – познавательно-воспитательным и патриотическим. Наиболее привлекательны центр европейской части России, Северо-Запад, Поволжье, Средний и Южный Урал, Крым и Северный Кавказ.
Разработаны и реализуются брендовые межрегиональные туристские маршруты историко-культурного значения: «Русские усадьбы», «Серебряное ожерелье России», «Великий шёлковый путь», «Императорский маршрут» по памятным местам Дома Романовых и др. В 2017 г. легендарный туристский маршрут «Золотое кольцо» отметил 50-летний юбилей. Составлен Национальный календарь событий. Учреждены Национальная премия в области событийного туризма Russian Event Awards, Всероссийская туристская премия «Маршрут года», премия Всероссийского фестиваля-конкурса «Туристический сувенир» и др.
Оздоровительный и спортивный туризм
Развитию оздоровительного туризма способствуют благоприятные природно-климатические условия на юге европейской части России, в Крыму, Калининградской области, Приморском и Хабаровском краях и на Северном Кавказе (Дагестан). В России более 2000 км тёплых морских побережий, из которых лишь 1/3 обустроена и пригодна для пляжного отдыха. Около 40 % туристов предпочитают Черноморское и Азовское побережья, привлекательны также пляжи Балтийского и Японского морей. Бальнеологические природные ресурсы сконцентрированы в основном в европейской части России (Кавказские Минеральные Воды, Марциальные Воды). Перспективные регионы – Волго-Вятский район, Поволжье и юг Сибири.
Большинство видов спортивных походов – пешеходных, водных, велосипедных, лыжных, конных и других – имеют категорию сложности, которая определяется продолжительностью, протяжённостью и техническими особенностями маршрута. Свыше 1/3 территории России характеризуется благоприятными условиями для развития спортивного туризма на Кавказе, Урале, Алтае, в Саянах, Прибайкалье, на Кольском полуострове и в Карелии. Крупные горнолыжные курорты находятся на Северном Кавказе (Домбай, Приэльбрусье, Архыз), в Кемеровской (посёлок Шерегеш) и Московской (коттеджный посёлок Сорочаны) областях, Красноярском крае (Бобровый лог, Красноярск) и др. Самый известный центр оздоровительного и спортивного туризма – город-курорт Сочи, обновивший инфраструктуру в преддверии XXII зимних Олимпийских игр. К 2035 г. планируется увеличить рынок горнолыжного туризма в 2 раза и довести число россиян, вовлечённых в горнолыжный туризм и отдых, до 2,5 млн человек.
Детский туризм
Детский туризм является одним из эффективных средств оздоровления, обучения, воспитания, социальной адаптации, профессиональной ориентации и гармоничного развития подрастающей личности. С целью популяризации культурного наследия народов Российской Федерации и приобщения молодёжи к истории и культуре России в 2013 г. принята Национальная программа детского туризма «Моя Россия». В её реализации приняли участие туристские администрации на местах, турфирмы, музеи, гостиницы и рестораны, круизные компании и культурные центры, центры историко-культурного наследия и туристско-информационные центры регионов. Реализованы программа путешествий-знакомств с Россией иностранных школьников «Узнай Россию», межрегиональный проект «Вагон знаний» и др. С 2019 г. детский туризм развивается в рамках Национальной программы «Культура». В неё включено 8 маршрутов, по которым путешествуют 17 тыс. детей в возрасте от 10 до 17 лет из 85 регионов России.
Организация экскурсионных и туристских поездок – приоритетное направление развития детского туризма. Разработано и апробировано более 50 познавательных маршрутов, в том числе «Моя Россия: град Петров», «Партизанскими тропами», «Псков: духовные истоки», «Великий Волжский путь», «Дальневосточные рубежи», «Россия – родина космонавтики», «По лермонтовским местам» и др. Традиционной формой организации детского туризма в России являются детские летние лагеря, в том числе тематические – военно-патриотической, спортивной, археологической, лингвистической, творческой, религиозной и других направленностей. Представлены также детский спортивный туризм и активный отдых (походы, сплавы и др.).
Широкие перспективы имеет интеграция детского туризма в учебные программы как формы внеурочных занятий и элемента профориентации. Экскурсии для детей в музеи, на производственные объекты, органично встроенные в общеобразовательные программы, позволяют повысить качество обучения. В ряде регионов реализуется проект «Живые уроки» по образовательному туризму и внедрению туристско-экскурсионных мероприятий в учебные программы общего и профессионального образования. Пройти курс оздоровления и лечения дети могут в санаторно-оздоровительных лагерях, где отдых комбинируется с образованием (Артек, Орлёнок и др.). К 2035 г. планируется довести число детей, отдохнувших в детских оздоровительных лагерях, до 10 млн человек в год.
На общественном портале kanikuli.ru размещена вся актуальная информация о детском туризме в России и за рубежом.
Круизный туризм
Речные и морские круизы – перспективный сегмент российского рынка туризма. Речные путешествия популярны ещё с советских времён. Основные центры речного круизного туризма: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара. В этих городах сконцентрированы туристские компании и базируется круизный флот. 80 % речных круизов приходится на реку Волга, в том числе классический маршрут Москва – Астрахань.
Многодневные круизы проходят также по рекам Ока, Кама, Нева, Свирь, Ладожскому и Онежскому озёрам, Волго-Донскому, Волго-Балтийскому и Беломоро-Балтийскому каналам. Среди российских и иностранных туристов популярен маршрут Москва – Санкт-Петербург, а также круизы из Санкт-Петербурга и Петрозаводска на о-ва Кижи, Валаам и Соловецкие. Пользуются спросом короткие круизы (на 2–3 дня): Москва – Углич – Москва, Москва – Тверь – Москва, Москва – Мышкин – Москва, Санкт-Петербург – Валаам – Санкт-Петербург и др. Перспективны круизы по сибирским рекам: Лена (Якутск – Игарка), Енисей (Красноярск – Дудинка), Обь и Иртыш (Омск – Ханты-Мансийск), круизы по Байкалу из посёлков Листвянка и Турка. Внутренний речной круизный рынок представлен крупными круизными компаниями с давней историей: «Водоходъ», «Мостурфлот» и некоторыми другими, а также небольшими частными судоходными компаниями. Перевозки осуществляются на теплоходах разной комфортности и размера – от маломерных прогулочных судов до 4–5-палубных лайнеров. Объём внутреннего рынка речных круизов России составил 4,5 млрд руб. (2021).
Морские круизные линии проложены вдоль побережий Балтийского, Баренцева, Белого, Чёрного морей, а также на Дальнем Востоке. К элитарным относятся туры к Северному полюсу на ледоколе. Основной центр морского круизного туризма – Санкт-Петербург, где с 2011 г. функционирует пассажирский порт «Морской фасад» (7 причалов общей длиной 2171,06 м для приёма океанических лайнеров длиной до 340 м, 3 круизных и 1 специализированный круизно-паромный терминал). В 2019 г. пассажирооборот порта составил 1,1 млн пассажиров. До пандемии круизные пассажиры прибывали из разных стран (2019): Германии (29 %), США (20 %), Великобритании (12 %), Испании (5 %), Италии (4 %), Канады (4 %) и др.
Основные ограничения в развитии круизного туризма – изношенность судов, неудовлетворительное состояние инфраструктуры причальных сооружений, практически полное отсутствие оборудованных пассажирских портов и стоянок, а также наличие мелей на внутренних водных путях и др.
Приоритетным является развитие круизного туризма в акватории Каспийского моря, экспедиционного туризма в Арктической зоне, а также международных морских круизов на Дальнем Востоке. Перспективное направление – сочетание речных и морских круизов в Азово-Черноморском, Каспийском и Балтийском бассейнах. Широким потенциалом для предложения комбинированных турпродуктов, включающих круизы, яхтенный туризм, пляжный отдых и пешие походы, обладает Республика Крым. К 2035 г. планируется расширить рынок круизного туризма в 2 раза.
Экологический туризм
По оценкам Всемирной туристской организации (ЮНВТО), экологический туризм относится к приоритетным направлениям развития въездного и внутреннего туризма в РФ. Основные регионы развития экологического туризма в России: Дальний Восток, Поволжье, Урал, Северо-Запад, Северный Кавказ, Крым и юг европейской части России. Перспективны регионы Центральной России и Сибири. Доля экологического туризма в общей структуре туристских потоков пока невелика – около 1 %, однако растёт посещение особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В 2020 г. в РФ насчитывалось 296 ООПТ федерального значения общей площадью 75 млн га, 10439 – регионального значения площадью 117,7 млн га и 1090 – местного значения на 47,5 млн га.
Систему федеральных ООПТ (2020) образуют 109 государственных природных заповедников (площадь 34,5 млн га), 64 национальных парка (26,9 млн га) и 60 государственных природных заказников федерального значения (13,6 млн га), 17 памятников природы, 46 дендрологических парков и ботанических садов. В 2010–2020 гг. общая площадь ООПТ федерального значения увеличилась более чем на 19 млн га. Для осуществления эколого-просветительской деятельности и развития экологического туризма на ООПТ функционируют музеи (146 в 2020), созданы визит-центры (296 в 2020), обустроено 1,8 тыс. экотроп и маршрутов, по которым прошли около 10 млн человек (2020). На официальных сайтах размещена информация о возможностях и условиях посещения ООПТ. Расширяется практика взаимодействия ООПТ с туроператорами и турагентствами. Ряд ООПТ, занимающихся комплектацией, продвижением и реализацией туров (заповедник «Кедровая Падь» и национальный парк «Земля леопарда» в Приморском крае, Астраханский и Мордовский имени П. Г. Смидовича государственные заповедники, национальные парки «Смольный» в Мордовии и Тебердинский в Карачаево-Черкесии и др.), вошли в Единый федеральный реестр туроператоров в качестве туроператорских компаний. В планах на 2035 г. – развитие экологического туризма на территории не менее половины национальных парков России и увеличение числа посетителей ООПТ до 16 млн человек при соблюдении предельно допустимых нагрузок на природные комплексы.
Деловой туризм
В Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 г. внутреннему и въездному деловому туризму уделяется особое внимание. Деловой туризм включает корпоративные и индивидуальные бизнес-поездки, поездки для участия в работе конференций, съездов, конгрессов, форумов, выставок и ярмарок, инсентив-туры для укрепления корпоративного духа среди персонала и поощрения сотрудников. По данным ЮНВТО, до начала пандемии доля РФ на мировом рынке делового туризма не превышала 1%. В 2019 г. в мировом рейтинге Всемирной ассоциации организаторов конгрессов Россия занимала 35-е место со 117 мероприятиями и впервые вошла в топ-20 европейского рейтинга. На волне успешного проведения чемпионата мира по футболу 2018 и подготовки к чемпионату Европы по футболу УЕФА 2020 интерес к России как деловой туристской дестинации возрос. 165 городов России располагают инфраструктурой, необходимой для проведения деловых мероприятий. Тем не менее примерно 80 % российского рынка делового туризма сконцентрировано в Москве и Санкт-Петербурге. С 2014 г. после проведения зимних Олимпийских игр в Сочи на 3-е место вышел Краснодарский край. Традиционно во въездном деловом туризме преобладают бизнес-поездки из Финляндии, Китая, Германии, США, Польши, Швеции, Италии. Пандемия коронавируса нанесла сильный удар по деловому туризму. Многие массовые бизнес-мероприятия были отменены, другие перешли в дистанционный формат. Быстрому восстановлению рынка делового туризма в России препятствует ряд факторов, включая развитие формата видеоконференций. Тем не менее к 2035 г. планируется увеличить в 2 раза число деловых поездок в Россию, а также количество привлечённых международных мероприятий и обеспечить выход страны в первую двадцатку в мировом рейтинге конгрессных направлений.
Современное состояние туризма в Российской Федерации
Пандемия коронавируса (COVID-19) стала узловым рубежом в новейшей истории российского туризма, разделившим её на 2 периода – до начала распространения коронавирусной инфекции и последующие годы.
До 2020 г., когда в России и других странах мира стали вводиться ограничения мобильности, развитие туризма протекало в русле основных тенденций, заложенных на рубеже веков. В стране продолжался рост международного и внутреннего туризма при сохранении сложившейся отраслевой структуры. В 2019 г. Российская Федерация занимала 16-е место среди стран мира по числу международных туристских прибытий (24,4 млн), 32-е место по поступлениям от международного туризма (11 млрд долл.) и 6-е место по величине расходов российских граждан на выездной туризм (36 млрд долл.).
В отраслевой структуре международного туризма, как и прежде, выездные потоки в ближнее и дальнее зарубежье преобладали над въездными, поэтому сальдо платёжного баланса России по статье «Поездки» оставалось хронически отрицательным (рис. 1).
Однако начиная с 2014 г. развитие выездного туризма сдерживалось комплексом факторов: резкими колебаниями курса рубля по отношению к мировым валютам, введением международных санкций, падением доходов населения, разрывом туристских отношений с двумя самыми популярными у россиян странами – Египтом и Турцией и др. Потребительский спрос россиян активно переориентировался на внутренний туристский рынок (рис. 2).
В 2013–2019 гг. среднегодовой темп прироста внутренних поездок составлял 12,5 %. Сдвиг в потребительском поведении россиян был обусловлен экономическими причинами и общим патриотическим подъёмом в обществе, распространением практики продаж пакетных туров с авиаперелётом, трансфером, проживанием и питанием на российских курортах, созданием современной туристской инфраструктуры и целенаправленным формированием положительного имиджа России как привлекательного туристского направления. Особую роль в этом сыграли спортивные международные мегасобытия – XXII зимние Олимпийские игры и зимние Паралимпийские игры в Сочи 2014 и чемпионат мира по футболу 2018. Опросы показывают, что более половины россиян (56 % в 2019) желают совершать туристские поездки по стране, а среди тех, кто выезжает за рубеж, эта доля ещё выше (81%), но при сопоставимости условий. Отсутствие языкового барьера, общность ментальности, ландшафта – всё это способствует формированию массового желания путешествовать по России.
Для повышения туристской активности россиян большое значение имеет улучшение качества и доступности турпродуктов Российской Федерации и отдельных её регионов, создание новых и повышение эффективности использования действующих объектов туристской инфраструктуры, совершенствование системы продвижения турпродуктов и др. В 2015 г. по инициативе Ассоциации туроператоров создан Комитет по реализации программы импортозамещения при Экспертном совете по развитию туризма при Министерстве культуры Российской Федерации. Составляются Методические рекомендации по разработке региональных туристских маршрутов. Ведётся работа по выявлению, тестированию и утверждению внутренних брендовых туристских маршрутов, отличительными признаками которых являются узнаваемость, круглогодичность, регулярность, целостность, завершённость, соответствие стандартам качества услуг. Для стимулирования импортозамещения в туризме предусмотрена государственная поддержка в виде субсидирования туристских маршрутов в России.
Россия обладает потенциалом роста на мировом туристском рынке. Но её доля в общем мировом туристском потоке невелика, не превышает 2 % (1,7 % в 2019). Расходы иностранного туриста в России ниже, чем в среднем по миру. Традиционно основной въездной туристский поток формируется в странах ближнего зарубежья. В географии въездного туризма из стран дальнего зарубежья начиная с 2011 г. отмечалась тенденция к активизации новых для России, в основном азиатских, рынков. Она была обусловлена общим ростом в мире Азиатско-Тихоокеанского туристского макрорегиона во главе с Китаем, а также обострением напряжённости в отношениях России с Западом и смещением российского политического вектора на Восток. С 1995 по 2019 гг. доля стран Азии во въездном сегменте туристского рынка России увеличилась в 4,4 раза (рис. 3). Среди стран дальнего зарубежья по количеству туристских прибытий в Россию лидирует с большим отрывом Китай (1,9 млн в 2019; рис. 4). Число поездок китайских туристов в Россию резко возросло после установления безвизового режима для организованного туризма между двумя странами. Кроме Китая, быстро наращивали темпы прироста туристских прибытий в Россию другие азиатские страны – Иран, Таиланд, Индия, Вьетнам, Республика Корея и др. Ситуация по большинству европейских стран оставалась сложной: политика определяла выбор туристов.
В мировом рейтинге конкурентоспособности в сфере туризма (The Travel & Tourism Competitiveness) Всемирного экономического форума за 2019 г. Россия поднялась на 39-е место из 140 (таблица 1). Среди бывших республик СССР страна заняла 1-е место. Традиционно сильными сторонами России как туристской дестинации является наличие и разнообразие базовых туристских активов – природных ресурсов и культурно-исторических достопримечательностей. Международными экспертами высоко оцениваются уровень санитарно-эпидемиологической обстановки в стране до пандемии, ценовая конкурентоспособность (с учётом стоимости такси, размещения в отелях, топлива и паритета покупательной способности), качество человеческих ресурсов и рынка труда. Инвестиции, вложенные в инфраструктуру перед чемпионатом мира по футболу, позволили России подняться сразу на 47 пунктов в рейтинге, со 116-го места на 69-е, по развитости туристской инфраструктуры. К слабым сторонам, сдерживающим прогресс в отечественной сфере туризма, относятся визовые барьеры, неблагоприятный инвестиционный климат, проблемы с защитой прав собственности и ведением бизнеса. Большие резервы имеются в повышении эффективности государственной политики в сфере туризма России (105-е место). Потенциально позитивную роль в улучшении позиций страны в международном рейтинге могут сыграть стратегические документы, принятые в последнее время и включающие широкий перечень мер по совершенствованию туристско-рекреационного комплекса страны.
Таблица 1. Россия в мировом рейтинге конкурентоспособности в сфере туризма (2019).
Составные индекса конкурентоспособности страны в сфере туризма | Место в рейтинге | |
Субиндекс благоприятной среды | 46 | |
| бизнес-среда меры защиты и обеспечение безопасности здоровье и гигиена человеческие ресурсы и рынок труда готовность к использованию информационно-коммуникационных технологий | 92 98 6 35 48 |
Политика в сфере туризма и субиндекс благоприятных условий | 105 | |
| приоритетность сферы туризма для правительства международная открытость ценовая конкурентоспособность экологическая устойчивость | 86 123 27 82 |
Субиндекс инфраструктуры | 47 | |
| авиатранспортная инфраструктура наземная и портовая инфраструктура туристская инфраструктура | 23 68 69 |
Субиндекс природных и культурных ресурсов | 20 | |
| природные ресурсы культурные ресурсы и деловые поездки | 34 18 |
Интегральный индекс конкурентоспособности в сфере туризма | 39 |
Составлено по: The Travel & Tourism Competitiveness. Report 2019. Travel and Tourism at a Tipping Point/ World Economic Forum. Geneva, 2019.
Пандемия коронавирусной инфекции, сопровождавшаяся введением карантинных мер – ограничений на передвижения населения, проведение и посещение массовых мероприятий и т. п., привела к распаду международных и межрегиональных связей, масштабному кризису в мировой экономике. Туризм признан одной из самых пострадавших сфер хозяйствования. В новейшей истории отечественной туристской индустрии этот кризис не первый, но самый глубокий. Впервые рынок путешествий в России оказался полностью парализованным, неясными остаются сроки выхода из кризиса и окончательного восстановления бизнеса. По оценкам Правительства Российской Федерации, ущерб, причинённый туриндустрии, оценивается не менее чем в 1,5 трлн руб. Беспрецедентный спад отмечается в международном туризме России: число въездных и выездных поездок упало примерно на 3/4 в 2020 г. по сравнению с 2019 г. (рис. 5). Основной удар пришёлся по культурно-познавательному и событийному туризму. Учреждения культуры (музеи, театры, концертные залы и др.), спортивные объекты (стадионы и др.), туристские достопримечательности одними из первых закрылись в период действия режима самоизоляции. Сжался деловой сегмент российского туристского рынка, в том числе из-за активного перевода мероприятий в онлайн-формат и отсутствия необходимости для компаний направлять сотрудников в командировки. В меньшей степени снизился спрос на лечебно-оздоровительные и купально-пляжные поездки.
Негативное влияние пандемии испытали все участники российского туристского рынка: туроператоры и турагентства, средства размещения и предприятия общественного питания, объекты развлечений, перевозчики. По итогам 2020 г., число лиц, размещённых в коллективных средствах размещения (КСР), сократилось на 37,7 % (с 76,04 до 47,38 млн) по сравнению с 2019 г. Доходы КСР за тот же период уменьшились в 1,6 раза (с 599,6 до 376,5 млрд руб.). Объём платных туристских услуг, оказанных населению, снизился на 1/2 (−48,9 %, со 179,8 до 91,9 млрд руб.). С учётом падения платёжеспособного спроса населения и роста убытков многие из предприятий туриндустрии вынуждены приостановить деятельность полностью или частично, закрыть или перепрофилировать бизнес. На конец 2020 г. в Едином федеральном реестре туроператоров России значилось 4298 фирм, что на 6 % меньше, чем в 2019 г. (4571 фирма). В связи с закрытием государственных границ и введением ограничений на международные туристские миграции в большей степени пострадали туроператоры, специализирующиеся на выездном туризме. По оценкам Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC), около 1,1 млн человек, занятых в сфере обслуживания туристов России, лишились работы.
В сложившихся условиях Правительство Российской Федерации разработало комплекс мер государственной поддержки отечественного турбизнеса. Они адресованы в первую очередь предприятиям малого и среднего бизнеса – туроператорам, специализирующимся на внутреннем и въездном туризме, и включали субсидирование и предоставление ряда льгот (табл. 2). Работа в этом направлении ведётся на протяжении 2020, 2021 и 2022 гг. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2021 г. № 799 «Об утверждении Правил предоставления в 2021 году из федерального бюджета субсидий на государственную поддержку туроператоров для обеспечения прироста внутренних туристских потоков» запущена программа государственного субсидирования внутрироссийских чартерных рейсов. Программа предусматривала выплату компенсации туроператорам в размере 50 % затрат на организацию нерегулярных перевозок туристов, направлена на снижение стоимости туристских услуг, повышение доступности туристских дестинаций и привлекательности путешествий по России. Благодаря ей и поддержке со стороны Ростуризма такие туроператоры, как «Библио-Глобус», TUI, Pegas Touristik, ANEX Tour, смогли поднять чартеры в Калининград, Бурятию, на Алтай, в Хакасию.
В августе 2020 г. Правительство РФ анонсировало Государственную программу стимулирования внутреннего туризма «Туристический кешбэк» – возврат 20 % стоимости туристской поездки, оплаченной картой «Мир». Бюджет, выделенный на реализацию 1-го этапа программы, составил 15 млрд руб. На каждый рубль использованных бюджетных средств было привлечено около 7 руб. В программе приняли участие более 700 туроператоров и более 3 тыс. КСР. Разработано свыше 700 тыс. туров по всей территории страны; около 72 тыс. человек приобрели кешбэк-туры на общую сумму 1,46 млрд руб. и получили возврат в размере 280 млн руб. Программа продолжилась в 2021 и 2022 гг. Проведённые опросы показали, что 87 % респондентов прибегали к программам государственной поддержки в период пандемии. Наиболее востребованными мерами стимулирования туристской активности оказались отсрочка выплаты налогов и обязательств по несостоявшимся турам, субсидирование расходов на заработную плату, а также туристический кешбэк.
Помимо мер стимулирования на федеральном уровне, в ряде субъектов Российской Федерации турбизнесу также предоставлена существенная поддержка. Например, в Санкт-Петербурге отменены некоторые региональные налоги, благодаря чему туристский (в основном гостиничный) бизнес смог воспользоваться льготами в размере 3,6 млрд руб.
Таблица 2. Программы государственной поддержки предприятий туриндустрии в Российской Федерации.
Малый и средний бизнес | Крупный бизнес |
Субсидии для туроператоров на возмещение убытков, связанных с авиаперевозками | Возмещение расходов авиакомпаний на вывоз туристов на родину |
Отмена взносов туроператоров в сфере выездного туризма в резервный фонд ассоциации «Турпомощь» | Продление лицензий и разрешений |
Доступ к фонду персональной ответственности туроператора | Беспроцентные кредиты на выплату зарплат |
Продление лицензий и разрешений | Гранты на зарплату, неотложные нужды, коммунальные платежи |
Возврат средств при отмене и переносе мероприятий | Мораторий на банкротства, налоговые санкции и проверки (налоговые, таможенные, выездные) |
Возмещение расходов авиакомпаний на вывоз туристов на родину | Исчисление сроков с учётом нерабочих дней в целях применения законодательства о налогах и сборах |
Отсрочка предоставления бухгалтерской и отраслевой отчётности | Исполнение обязательств по кредитам и займам в связи с днями, объявленными нерабочими |
Предоставление беспроцентного кредита на выплату зарплат | Субсидии на возобновление деятельности |
Гранты на заработную плату, неотложные нужды, коммунальные платежи |
|
Субсидирование доступа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) к заёмным средствам по льготной ставке |
|
Мораторий на банкротства, на налоговые санкции и проверки (налоговые, таможенные, выездные) |
|
Субсидии на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции |
|
Учёт нерабочих дней в налоговых целях |
|
Налоговые каникулы и освобождение от налога на субсидии МСП |
|
Приостановка мер взыскания налоговой задолженности МСП |
|
Снижение страховых взносов и освобождение от налога на доход физических лиц (НДФЛ) субсидий индивидуальным предпринимателям |
|
Составлено по: Ростуризм – https://tourism.gov.ru/; Российский туризм: перспективы восстановления турбизнеса. Аналитическое исследование/ Delovoy Profile. 2021.
Благодаря принятым беспрецедентным мерам поддержки рынок внутреннего туризма по итогам 2021 г. восстановился на 90 % к уровню 2019 г. Возрождение международного (въездного и выездного) туризма в России зависит от взаимного признания странами вакцин от COVID-19. Закрытие государственных границ и падение курса рубля, введение программы туристического кешбэка способствовали частичной переориентации выездных туристских потоков внутрь страны – в пределах России или внутри одного региона. По данным Центра отраслевой экспертизы «Туризм» Сбербанка, более половины (53 %) туристов, которые в летний сезон 2019 г. отдыхали за рубежом, в тот же период 2020 г. совершили поездки по России, зимой – примерно каждый четвёртый (28 %). Результаты опроса ВЦИОМ свидетельствуют, что эта тенденция сохранится и после окончания пандемии. 75% респондентов готовы чаще путешествовать по стране. Помимо переориентации туристских потоков россиян на внутренние курорты, обозначилась вторая ключевая тенденция к цифровизации. Она состоит не только в продвижении турпродуктов в сети Интернет и возможности ознакомиться с туристскими объектами и маршрутами в онлайн-режиме, но и внедрении дистанционных сервисов, позволяющих выбирать туристские дестинации, поддерживать клиентов и ежедневно круглосуточно получать обратную связь.
Со сменой ориентира туристских потоков россиян с зарубежных направлений на внутренние и их концентрацией в традиционных местах отдыха обострилась проблема территориальных диспропорций в развитии туризма. Отрыв лидирующих регионов от аутсайдеров по некоторым ключевым показателям туристской деятельности достигает более 80 тыс. раз. Летом 2020 г. некоторые туристские дестинации, например город-курорт Сочи, по всем признакам столкнулись с проблемами сверхтуризма, в то время как привлекательность других туристских направлений снизилась. В 2020 г. по сравнению с 2019 г. Москва и Санкт-Петербург зафиксировали снижение численности граждан РФ, размещённых в КСР (−40 % и −28 % соответственно). Ответом на эти вызовы стала новая экономическая политика в сфере туризма Российской Федерации.
Логичным шагом в поддержке туристского рынка страны стало принятие Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 № 2129-р). Стратегия нацелена на усиление конкурентоспособности отечественного туристского продукта и повышение социальной роли туризма, улучшение доступности туристско-рекреационных услуг для всего населения страны. К 2035 г. планируется довести объём туристской индустрии до 16 306 млрд руб., увеличить более чем в 2 раза количество внутренних туристских поездок на одного жителя Российской Федерации, получить 28,6 млрд долл. от экспорта туристских услуг и привлечь в 3 раза больше инвестиций в сферу туризма.
С 1 января 2022 г. в России реализуется государственная программа «Развитие туризма» (принята постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 № 2439). Развитие внутреннего туризма отнесено к числу национальных приоритетов, выделено 12 перспективных туристских макротерриторий: Большое Золотое кольцо, Западный Юг России, Дальний Восток, Восточный Юг России, из Москвы в Санкт-Петербург, Большой Урал, Большая Волга, Русский Север и Арктика, Большой Алтай, Большой Кавказ, Русская Балтика, Байкал. Для повышения их инвестиционной привлекательности разработана система мер государственной поддержки – предоставление льгот по кредитованию строительства и модернизации отелей, а также софинансирование строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости. Реализация этих мер к 2024 г. позволит увеличить номерной фонд в стране на 19,5 тыс., а к 2030 г. создать 30 новых (или реконструированных) туристско-рекреационных кластеров на территории Республики Крым и г. Севастополь, а также в свободных экономических зонах.
В Правительстве Российской Федерации представлен (2021) новый национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» (2021–2030). Он включает 3 федеральных проекта: «Развитие туристической инфраструктуры», «Повышение доступности туристических продуктов», «Совершенствование управления в сфере туризма». Их реализация возложена на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Федеральное агентство по туризму. Документ направлен на комплексное развитие сферы туризма и формирование законченного современного целостного туристского пространства в стране. Национальный проект разработан на принципах экстерриториальности и межрегиональности. В нём заложен ключевой инновационный подход, впервые применяемый в отечественной сфере туризма, – создание туристских мастер-планов целых территорий, начиная с общероссийского уровня и спускаясь до уровня отдельных туристских макротерриторий. Объёмы финансового обеспечения национального проекта составят 917,5 млрд руб., в том числе из федерального бюджета 199,0 млрд, региональных бюджетов – 92,9 млрд, из внебюджетных источников – 698,3 млрд руб.