Волго-Балтийский водный путь
Во́лго-Балти́йский во́дный путь, водно-транспортная система в России, соединяющая реку Волга с Балтийским морем, а через Беломорско-Балтийский канал – с Белым морем.
Волго-Балтийский водный путь (движение открыто в 1810), включавший Мариинскую водную систему, начинался у г. Рыбинск. Проходил по реке Шексна, Белому озеру, реке Ковжа, Мариинскому (позднее Новомариинскому) каналу, проложенному через плоский водораздел бассейнов Волги и Онежского озера, затем по реке Вытегра, Онежскому озеру, реке Свирь, Ладожскому озеру и реке Нева (всего около 1100 км). Собственно Мариинской водной системой называлась часть пути от Волги до Онежского озера. Отходящий от Шексны (в районе г. Кириллов) Северо-Двинский канал (открыт в 1828) обеспечил выход через реки Сухона и Северная Двина к Белому морю.
На Волго-Балтийском водном пути трудности плавания небольших плоскодонных судов по крупным озёрам заставили впоследствии проложить обходные каналы – Белозерский, Онежский и Новоладожский. Для своего времени Мариинская водная система – выдающееся гидротехническое сооружение. Она была одной из первых подобных систем в мире и имела большое экономическое значение, но к началу 20 в. перестала удовлетворять растущие транспортные потребности страны, несмотря на предпринятую в конце 19 в. реконструкцию.
Новая реконструкция Волго-Балтийского водного пути началась после Великой Отечественной войны, развернулась в 1960 г. и завершилась 5 июня 1964 г. Он частично проходит по трассе прежней Мариинской водной системы, местами несколько отклоняется от неё. На всём его протяжении почти не осталось естественных русел рек: Вытегра спрямлена и шлюзована, Ковжа спрямлена, между Ковжей и верховьями Вытегры прорыт прямой водораздельный канал, русло Шексны затоплено Шекснинским и Рыбинским водохранилищами. На Волго-Балтийском водном пути построено 7 гидроузлов с 9 однокамерными шлюзами. На ГЭС Шекснинского гидроузла впервые в СССР установлены горизонтальные гидроагрегаты капсульного типа. Волго-Балтийский водный путь сделал возможным сквозное плавание судов смешанного (река – море) типа и доставку грузов из морских портов Европы в российские внутренние речные порты, он стал важнейшим звеном единой глубоководной транспортной системы европейской части России, обеспечившим соединение водных путей, выходящих к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Чёрному и Азовскому морям.