Игарка
Ига́рка, город в России, в Туруханском районе Красноярского края (Сибирский федеральный округ). Образует городское поселение, является единственным населённым пунктом в его составе.
Общие сведения
Площадь территории города – 117,52 км2 (2021).
Расположен на правом берегу Игарской протоки реки Енисей, отделённой от основного русла о. Игарским, к северу от Северного полярного круга, в 1330 км по прямой к северу от Красноярска.
Основной вид транспорта – авиационный (для связи с другими районами края и субъектами РФ). Аэропорт расположен на о. Игарский (1946; с 2018 – филиал компании «КрасАвиаПорт»). В городе действует порт Игарка (1928; навигация в июне, июле и августе). Налажена работа зимней дороги Уренгой (Ямало-Ненецкий автономный округ) – Игарка (1988; проходит рядом с Ванкорским нефтегазовым месторождением; проезд осложнён в связи с отсутствием гарантии её ежегодного сооружения).
Население
Численность населения – 4274 человека (1 января 2021). Динамика численности населения (по данным переписей; человек, год): 6183 в 2010, 8627 в 2002, 18820 в 1989, 16335 в 1979, 15624 в 1970, 14311 в 1959. После 1989 г. Игарка переживает самое сильное сокращение численности населения среди городов РФ в постсоветское время (не считая закрытых административных образований).
История
Своим возникновением Игарка обязана уникальному сочетанию благоприятных особенностей географического положения. В 1927 г. экспедиционным судном «Тобол» Игарская (Самоедская, Осетровая) протока Енисея была определена как наиболее удобное место для строительства морского порта, предназначенного для отправки леса, доставлявшегося из районов лесозаготовок в верхнем и среднем течении Енисея, на экспорт. Весной – летом 1928 г. на месте будущего порта работала изыскательская партия инженера Л. И. Смирнова.
Игарка основана в июне 1929 г. как рабочий посёлок в Туруханском районе Красноярского округа Сибирского края. Строительство города находилось в ведомстве Комитета Северного морского пути, с 1932 г. – Главного управления Северного морского пути. В 1930–1931 гг. – в составе Туруханского района Восточно-Сибирского края. С 1931 г. – город. Город краевого подчинения (значения) Восточно-Сибирского края (1931–1934) и Красноярского края (1934–2005).
Строительство Игарки и порта в ней, а также организация лесопиления (доставленный в плотах лес распиливался за зимний сезон на лесопильном предприятии) позволили быстро наладить регулярный экспорт сибирского леса в зарубежные страны через Северный Ледовитый океан. Игарку можно считать первым портом Северного морского пути (СМП): именно с регулярных поставок через местный порт леса началась промышленная эксплуатация СМП.
Помимо транспортного значения, в первое десятилетие своего существования Игарка играла важную идеологическую роль «витрины» успехов советской власти в Заполярье [XVIII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (б). 1939. С. 332]: в городе работали такие иностранные корреспонденты, как Р. Грубер (США), О. Хеллер (Германия) и др. Составленная с одобрения Максима Горького книга детских рассказов «Мы из Игарки» экспонировалась на выставке в г. Нью-Йорк. В 1930-е гг. местная газета выходила на 4 языках – для моряков заходивших в Игарку иностранных судов; здесь были автобусная линия и такси, звуковой кинотеатр; на гастроли в город из Москвы приезжали труппы Большого и Малого театров (в их честь названы городские улицы – Большого и Малого театров).
В 1935 г. Совет народных комиссаров РСФСР принял постановление «О работе Игарского городского совета в области хозяйственного и культурного строительства», которое предусматривало выделение дополнительных средств на социальные нужды города, а в дальнейшем – выделение Игарки в самостоятельную единицу бюджета РСФСР.
В строительстве города участвовало большое количество ссыльных поселенцев. В частности, они играли ключевую роль в обустройстве опытной сельскохозяйственной станции на о. Игарский (совхоз «Арктика»; разведение и селекция овощных культур, приспособленных для выращивания в условиях Крайнего Севера; в 1930-е гг. семена овощных культур поставлялись из Игарки в посёлки п-ова Таймыр). Социальные особенности жизни Игарки в 1930-е гг. отражены, в частности, в повести В. П. Астафьева «Кража» (1966; писатель воспитывался в Игарском детском доме), где город выведен под названием Краесветск, а также в новеллах об Игарке Р. В. Горчакова (1995).
Важной особенностью экономической жизни города было его изначальное развитие как организационного центра промышленного района, объединявшего обширную окружающую территорию (Игарка. 1935. С. 7–9). При выделении города в 1931 г. в отдельную административно-хозяйственную единицу Игарскому горсовету была подчинена территория общей площадью в 14,5 тыс. км2: от реки Курейка на юге до реки Хантайка на севере. В посёлке Курейка на левом берегу Енисея, напротив устья Курейки, было развернуто сельскохозяйственное производство.
В 1949–1952 гг. в посёлке Ермаково (ныне не существует) на левом берегу Енисея, примерно в 90 км (по прямой) к югу от Игарки, находилось управление «Лагеря и строительства 503» (восточный участок железной дороги Салехард – Игарка).
В середине 1970-х гг. были достигнуты рекордные объёмы экспорта леса через порт Игарки. Вместо сплава в плотах получила распространение транспортировка леса в т. н. пакетах, при которой перегрузка происходила «с борта на борт» (с речных барж на морские суда); позднее использовались суда типа «река – море», не требующие перевалки.
В 1970–1980-е гг. Игарка стала базой размещения геологических экспедиций. В 1975–1994 гг. в окрестностях города была построена Курейская ГЭС (официально введена в строй в 2003), что обеспечило быстрое развитие жилищного строительства. Игарские лётчики обслуживали экспедиции к Северному полюсу (в 1977 обеспечивали ледовую разведку при проходе атомного ледокола «Арктика» к Северному полюсу). Вплоть до начала 2000-х гг. Игарка и связанные с ней территории (в том числе посёлок Светлогорск, построенный для строителей Курейской ГЭС) продолжали развиваться как единый хозяйственный комплекс.
К концу 1990-х гг. экспорт леса по СМП прекратился по совокупности экономических и организационных причин, из Игарки были выведены геологические экспедиции. В результате экономика города вступила в сложный период. Начиная с 2000-х гг. города Норильск и Дудинка в значительной степени переняли функции Игарки как хозяйственно-организационного центра севера Красноярского края, что способствовало усугублению экономического кризиса в городе.
В 2005 г. Игарка включена в состав Туруханского района Красноярского края. С того же года составляет городское поселение.
Архитектура
Старая часть Игарки активно застраивалась в 1929–1930-х гг. с участием ссыльных поселенцев. Для разработки генерального плана города в Игарку был направлен архитектор И. И. Леонидов (с его именем связывается сооружение нескольких уникальных зданий в стиле деревянного конструктивизма, которые до начала 21 в. не сохранились). В 1931 г. построено деревянное здание речного порта (сгорело в 2009). К 1 мая 1932 г. было возведено 112 деревянных домов. В 1932–1933 гг. в городе появились первые деревянные двухэтажные здания: городского совета (Дом Советов и Труда в формах конструктивизма; сгорел в 1996), межрайонной советско-партийной школы (с 1939 – педагогического училища народов Севера; сгорело в 1992), городской больницы, государственного банка, сберкассы, городского клуба (все не сохранились). В 1935 г. построен кинотеатр «Первый Заполярный», в 1936 г. – Народный театр (более позднее название – Игарский Заполярный драматический театр имени В. Н. Пашенной); оба не сохранились. В 1936 г. началось планомерное возведение т. н. Нового города («Большой Игарки») к западу от ручья Медвежий Лог. К 1940 г. общее количество отстроенных домов в Игарке превысило 800. Среди немногих ранних сохранившихся построек: деревянные здания бывшей школы № 2 (1932), учебно-курсового пункта лесокомбината (1930-е гг.), 1-й городской амбулатории (1939).
В 1947 г. вновь заработал кирпичный завод (впервые пущен в конце 1930-х гг.), но было продолжено строительство и щитовых домов. В 1948 г. возведено здание аэропорта на о. Игарский. В 1949–1950-е гг. отстроен т. н. Литовский (Финский) деревянный посёлок для сотен семей (несколько тысяч человек), высланных сюда преимущественно из Литвы. В 1954–1960-е гг. возведён кирпичный дом культуры лесокомбината в стиле советского неоклассицизма (в строительстве использовано 1800 деревянных свай; актовый зал на 500 человек). В 1956 г. был разработан первый генеральный план застройки города. В 1959–1965 гг. построены десятки новых жилых домов, телевизионный центр, восемь детских дошкольных учреждений, два клуба, детская библиотека, семь магазинов, две столовые, фотоателье, сберкасса. В пожаре 27 июля 1962 г. сгорело 65 жилых и административных зданий Нового города. Дальнейшее развитие города было связано с постановлением Совета Министров РСФСР от 7 июля 1965 г. «О промышленном, жилищном и культурном строительстве в Игарке». Отстроены 1-й и 2-й микрорайоны с пяти- и девятиэтажными домами.
В 1994 г. детский сад «Светлячок» (1964) перестроен в деревянную церковь Святителя Николая. В 2004–2005 гг. бóльшая часть деревянных домов Старого города была сожжена в плановом порядке.
В Игарке находится братская могила лётчика Г. М. Чернявского и инженера И. К. Федотова (1936). В городе сооружены памятники: В. И. Ленину (1964, скульптор Л. А. Райзман), погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. игарчанам (в Комсомольском парке – 1965; в 1-м микрорайоне – 2010), «Дружба моряков всех стран» (1967), 50-летию Октября (1967), 50-летию Карских операций на Енисее (1974, реконструирован в 2009), в честь 50-летия города (1979), ссыльным литовцам (2001; на Литовском кладбище). В 1979 г. в честь лётчиков Заполярья в Игарке установлен самолёт Ли-2.
Наука. Образование. Библиотеки. Культурно-досуговые центры
В городе работает Игарская геокриологическая лаборатория (подразделение Института мерзлотоведения имени П. И. Мельникова Сибирского отделения РАН).
Действуют многопрофильный техникум (2003), средняя общеобразовательная школа имени В. П. Астафьева, два учреждения дошкольного образования, детская школа искусств, детско-юношеская спортивная школа, дом культуры и досуга, библиотека.
Музеи
На базе Игарской научно-исследовательской мерзлотной станции Института мерзлотоведения имени В. А. Обручева АН СССР (действовала в 1939–1963) создан единственный в мире Музей вечной мерзлоты с подземной экспозицией (1965, статус музея с 1991; на глубине до 10 м).
На его базе открыт Городской краеведческий комплекс (1995; включает отделы природы, истории строительства железной дороги Салехард – Игарка, фондов, экспозиционно-выставочный центр).
Здравоохранение
В Игарке работает Центральная городская больница (1934; 260 коек) с поликлиникой.
Хозяйство
Важным предприятием города является аэропорт (пассажиропоток – 278 тыс. человек, 2017), который реконструирован и используется компанией «Роснефть» как авиабаза Ванкорской группы месторождений (около 100 км от Игарки).
Порт Игарка (играет важную роль в грузоперевозках) находится на месте пересечения речных и морских путей судоходства. С одной стороны, здесь ещё не ощущается влияние приливно-отливных колебаний уровня реки, а также сильных ветров, как ниже по течению (Игарка расположена в 685 км от устья реки Енисей), с другой стороны, глубины достаточны для захода морских судов (8 м в устье Игарской протоки). Имеет пассажирский причал, нефтеналивной терминал.
Большую роль для продовольственного обеспечения населения Игарки играет рыболовство.