Дидактическая литература
Дидакти́ческая литерату́ра (поучительная литература), изложение в художественной форме философских, религиозных, естественно-научных, нравственных и иных установок.
Дидактическая литература имела широкое распространение до конца 18 в.; в теоретической поэтике (Ш. Баттё и др.) рассматривалась как разновидность изящной словесности, излагающая не вымышленные истории, но «общие истины и предписания» (И. И. Эшенбург); выделялась в особый литературный род (наряду с эпосом, лирикой, драмой). Эстетический элемент может проявляться в обращении к стихотворной форме, художественным жанрам, в подчёркнуто изысканной отделке стиля, риторической украшенности и т. п.; при этом граница между дидактической литературой и собственно научными и художественными текстами весьма подвижна.
Древнейший образец дидактической литературы в Европе – гекзаметрическая поэма «Труды и дни» Гесиода (8 в. до н. э.), содержащая нравственные предписания, а также практические рекомендации по сельскому хозяйству и мореплаванию. Поэтическая форма была использована для изложения философских идей досократиками (Ксенофан, Парменид, Эмпедокл). Чрезвычайное разнообразие тем характерно для дидактической литературы эпохи эллинизма: дидактические поэмы посвящались астрономии (Арат), географии (Дионисий Периегет, 2 в. н. э.), специальным проблемам медицины (поэмы Никандра Колофонского) и др. Наиболее известные произведения римской дидактической литературы – поэмы «О природе вещей» Лукреция, «Георгики» Вергилия, «Наука любви» и «Лекарство от любви» Овидия, а также «Наука поэзии» Горация – первый в ряду европейских стихотворных трактатов о поэтическом мастерстве (М. Дж. Вида, Н. Буало и др.). Широкое распространение дидактическая литература получила и в древневосточных литературах (среди наиболее известных памятников – китайский «Дао дэ цзин», индийская «Панчатантра»).
Расцвет дидактической литературы связан с эпохой Средневековья, когда создавались многочисленные своды практических предписаний, относящихся к различным жизненным ситуациям: сборники моральных наставлений (в том числе русское «Поучение» Владимира Всеволодовича Мономаха, «Домострой»), застольных правил, принципов куртуазно-любовного поведения, руководств по охоте, практических сведений о животных (бестиарии), камнях (лапидарии), растениях и т. п. Типичным для дидактической литературы стало обращение к аллегории, позволявшей выразить в образной форме отвлечённые морально-религиозные идеи: многочисленные поэмы о борьбе добродетелей и грехов (их прототип – «Психомахия» Пруденция, конец 4 в.), рая и ада; о союзе («браке») семи свободных искусств; о принципах любовно-куртуазной «науки» («Роман о Розе») и т. п. В рамках моралистической литературы, разъяснявшей основы праведной жизни, к началу 15 в. в Западной Европе оформился особый жанр наставления в «искусстве умирать» (ars moriendi), где излагались правила предсмертной борьбы с дьяволом.
Последний взлёт дидактической литературы относится к концу 17 – 18 вв., когда были предприняты попытки выразить в художественно-поэтической форме антропологические, философские, научные и религиозные идеи Просвещения (философско-политический роман «Приключения Телемака» Ф. Фенелона, 1699; поэма «Опыт о человеке» А. Поупа, 1733–1734; «Письмо о пользе стекла» М. В. Ломоносова, 1752; стихотворение «Метаморфоза растений» И. В. Гёте, 1798; и др.).
В эпоху романтизма сформировалось представление о несовместимости художественных и дидактических задач. Дидактический род исчез из художественной литературы; в 19–20 вв. элементы дидактики сохраняли своё значение в детской литературе, в отдельных литературных направлениях (социалистический реализм) и у некоторых авторов (например, у Б. Брехта).