Марк Анней Лукан
Марк Анне́й Лука́н (Marcus Annaeus Lucanus) (3.11.39, Кордуба, ныне Кордова, Испания – 30.4.65, Рим), римский поэт.
Внук ритора и писателя Сенеки Старшего, племянник философа Сенеки. Получил риторическое и философское (стоическое) образование в Риме. Изучал риторику в Афинах. Пользовался покровительством Нерона, который ценил его поэтический талант (в 60 г. Лукан завоевал награду на «Нерониях»); получил от императора должности квестора и авгура. Впоследствии отношения с Нероном испортились, Лукан был приговорён к смертной казни за участие в заговоре Гая Кальпурния Пизона, после чего покончил с собой, вскрыв вены. Сведения о жизни и произведениях Лукана черпаются из биографий, составленных Светонием Транквиллом и грамматиком Ваккой, а также из «Анналов» Тацита и упоминаний в поэзии Цецилия Стация.
Из многочисленных поэтических сочинений Марка Аннея Лукана сохранилась только неоконченная поэма в 10 книгах о гражданской войне между Гаем Юлием Цезарем и Гнеем Помпеем, в которой описаны события от перехода Цезаря через Рубикон до осады Александрии. В рукописях поэма носит название «О гражданской войне» («De bello civili»), именуется также «Фарсалия» («Pharsalia») по одному из эпизодов – битве при Фарсале, в которой Помпей потерпел сокрушительное поражение.
Симпатии Лукана на стороне Помпея, в изображении Цезаря прослеживается антитиранический пафос. Стиль поэмы несёт на себе отпечаток школьной риторики, в ней нередки пространные речи и сентенции, патетические преувеличения. Чувствуется влияние Овидия («Метаморфозы»), а также Вергилия («Энеида»), который выступает объектом не только подражания, но и отталкивания: в отличие от «Энеиды», в поэме Лукана историческое повествование демифологизировано, отсутствует «божественный» план; имперскому оптимизму Вергилия у Лукана противопоставлен политический пессимизм, поскольку императорская власть связывается им с утратой свободы.
Несмотря на незавершённость и критику современников (уже Квинтилиан отмечал, наряду с достоинствами, недостатки поэмы, считая, что Лукан обладает даром оратора, а не поэта), поэма вошла в число канонических памятников римской литературы и была предметом школьного изучения в поздней античности и в Средние века. Данте («Ад», IV) упоминает Лукана в числе величайших поэтов древности, обитающих в Лимбе. Пышный стиль и пафос Лукана стали предметом подражания в эпоху барокко.