Ораторская проза
Ора́торская про́за, живая речь, получившая художественную разработку, благодаря которой она оказывает влияние на развитие всех видов прозы.
Сложившиеся каноны ораторского речевого этикета обнаружены у многих племён ещё на стадии родового строя. В древней литературе Ближнего Востока речь советника к царю или отца к сыну стала классической формой дидактической литературы («Повесть об Ахикаре Премудром»). В Древнем Китае речи царей, советников, полководцев (часто вымышленные) составляли целые сборники («Речи царств» и др.). Наивысшее развитие древняя ораторская проза получила в Греции 5–4 вв. до н. э. и в Риме 1 в. до н. э.; разработанная здесь подробная теория риторики почти без изменений была унаследована теориями словесности Средних веков, Возрождения и Нового времени. Различалось красноречие торжественное, совещательное и судебное; ведущую роль играло совещательное, т. е. политическое, красноречие. Речи ораторов стали в Греции записываться и стилистически обрабатываться с конца 5 в. до н. э.; вершинами классического красноречия считаются речи Исократа (предназначались для чтения), Демосфена, Эсхина (4 в. до н. э.). С концом греческой демократии политическое красноречие уступило место торжественному, панегирическому, а богатство художественных средств выродилось в нарочитую пышность (азианизм). Ораторская проза пыталась преодолеть этот кризис путём подражания классическим ораторам, но преимущественно их языку (аттикизм), а не стилю. Сочетание аттикизма языка и азианизма стиля характерно для ораторской прозы второй софистики: Дион Хрисостом, Элий Аристид, Ливаний и др. В Риме сенатские речи записывались с 3 в. до н. э.; учителя риторики (первоначально греки) появились во 2 в. до н. э.
Расцвет классического красноречия относится к эпохе гражданских войн в Риме (1 в. до н. э.); крупнейший его представитель Цицерон был практиком и теоретиком ораторской прозы. Позднее, в эпоху империи, определяющим и здесь стало торжественное красноречие, а богатство стиля перешло в вычурность (Марк Корнелий Фронтон, Апулей).
В Средние века ораторская проза стала достоянием христианской Церкви; основной её жанр – проповедь; меньшее распространение получила полемическая речь на религиозные темы; по образцам ораторской прозы строились и письма. Светское красноречие сводилось к панегирикам в честь правителей. Классиками христианского красноречия были на греческом Востоке Василий Великий, Григорий Богослов и особенно Иоанн Златоуст (4 в.); на латинском Западе – Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин, Григорий I Великий. В Древнюю Русь ораторское искусство пришло из Византии и отчасти из Болгарии (Климент Охридский, Иоанн); уже в киевскую эпоху ораторская проза достигла высокого мастерства (митрополит Иларион, Кирилл Туровский; позднее, в 13 в., – Серапион).
Деятели эпохи Возрождения открыли античные памятники практики и теории ораторской прозы и упражнялись в подражаниях им; расширилась область светского красноречия (речи дипломатические, академические и др.). Сильный импульс оживлению и развитию ораторской прозы дали предреформация, Реформация и вызванная ими религиозная борьба в Европе (Дж. Савонарола, М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин, Дж. Нокс, с католической стороны – П. Скарга; особый интерес представляют тяготеющие к бурлеску и каламбуру, выдержанные в духе барокко проповеди августинца Абрахама а Санкта-Клара, 17 в.). В литературную систему классицизма ораторская проза вошла как образец высокой торжественной речи, преимущественно панегирического характера, часто надгробной; наибольшее развитие это направление получило во Франции (Франциск Сальский, Ж.-Б. Боссюэ, Ж. Б. Массийон и др.).
В России ораторская проза возрождается в 17 в.; виднейшими ораторами барокко и классицизма были Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, М. В. Ломоносов, Георгий (Конисский). Подъём политического красноречия наступил в эпоху буржуазных революций; важные образцы дала практика английских парламентских речей и памфлетов (Дж. Фокс, У. Питт Младший, Э. Бёрк, Р. Б. Шеридан и др.), но вершиной стала ораторская проза Великой французской революции (К. Демулен, О. Мирабо, Ж. Ж. Дантон, М. Робеспьер, Ж.-П. Марат и др.). Дальнейшее развитие это направление получило в политической прозе 19 в. (У. Гладстон, А. Тьер, Дж. Мадзини и др.), а также в речах судебных ораторов (в России – А. Ф. Кони). Последнее значительное явление органически связанной с английской парламентской традицией линии ораторской прозы – речи У. Черчилля времён Второй мировой войны 1939–1945 гг.