Вторая софистика
Втора́я софи́стика (новая софистика), литературное и культурное движение 1–4 вв. в Римской империи; получила развитие преимущественно на территориях Греции (Эллады) и римской Азии.
Термин ввёл в 1876 г. немецкий филолог Э. Роде (1845–1898), опираясь на периодизацию, предложенную в сборнике «Жизнеописания софистов» («Βίοι Σοφιστών», начало 3 в.) Флавия Филострата – важнейшем первоисточнике по истории второй софистики до конца 2 в. Период 3–4 вв. описан в сборнике «Жизнеописания софистов» («Βίοι Φιλοσόφων και Σοφιστών», начало 5 в.) Евнапия.
Вторая софистика пыталась возродить этические и эстетические идеалы эпохи расцвета независимых греческих городов. В области красноречия идеалом второй софистики были софисты 5 в. до н. э. (т. н. первая софистика) и афинские ораторы 4 в. до н. э. Расцвет второй софистики связан с эллинофильской политикой римских императоров 1–2 вв. н. э. После нескольких столетий упадка новый подъём профессиональной греческой риторики начался с открытием в Смирне школы Никета (2-я половина 1 в. н. э.); в Риме кафедру греческой риторики с государственным жалованьем учредил Веспасиан, в Афинах – Адриан. Крупными центрами поздней второй софистики стали Константинополь и Антиохия.
Среди наиболее известных деятелей второй софистики: Антоний Полемон, Герод Аттик, Элий Аристид, Ливаний, Гимерий, Фемистий, Афтоний Антиохийский, Лукиан. Влиятельными теоретиками красноречия были Лоллиан из Эфеса и Гермоген из Тарса; техника софистической декламации описана в трактатах «О торжественном красноречии» («Διαίρεσις τῶν Ἐπιδεικτικῶν», приписывается Менандру из Лаодикеи) и «О возвышенном».
Представители второй софистики реформировали язык литературной прозы, сделав обязательной и единственной нормой язык аттических писателей 6–5 вв. до н. э., что было закреплено в нормативных лексикографических трудах: «Избранные аттические слова и выражения» («Επιλεγμένοι Αττικισμοί», 2 в.) Фриниха из Вифинии, диалог «Лжесофист» («Ψευδοσοφιστησ», 2 в.) Псевдо-Лукиана.
Наиболее престижной формой нового греческого красноречия стали торжественные (эпидейктические) речи, не связанные с какой-либо практической задачей. Декламациями на философские темы, хотя, в отличие от древней софистики, в новых риторических школах и не изучали философию, занимались Дион Хрисостом, Максим Тирский, Фаворин, император Юлиан Отступник. Софисты активно сочиняли декламации также на исторические темы, преимущественно из героического прошлого Эллады, практически не вспоминая о Риме [среди исключений – «Похвала Риму» («Ῥώμης ἐγκώμιον») Элия Аристида].
Жанровое разнообразие прозы второй софистики объясняется влиянием школьных риторических упражнений (progymnasmata), включавших аргументацию для речей, привязанных к специально сконструированной фабуле – полностью вымышленной или основанной на историческом и мифологическом материале. Упражнения в описании характеров стимулировали интерес к биографии. Отдельный жанр составили описания произведений искусства (экфрасис). Одним из популярных риторических упражнений было сочинение писем от имени известных исторических и мифологических персонажей или простых людей; результатом такой практики стали сборники фиктивных посланий (Алкифрон и др.). Для софистической историографии (Дион Кассий, Геродиан, Евнапий) характерны сопоставления исторических деятелей, обилие описаний, патетических сцен.
Вторая софистика оказала решающее влияние на дальнейшее развитие языка, стиля и жанровых форм греческой прозы; разработанные приёмы повествования легли в основу греческого античного романа (Ахилл Татий, Лонг). Среди немногих латинских писателей, чьё творчество близко канонам второй софистики, – Фронтон и особенно Апулей (оба происходили из Африки, где установилось латино-греческое двуязычие). Вторая софистика вызвала усиление архаистических тенденций в древнеримской литературе 2 в. (творчество Плиния Младшего, Тацита, Светония Транквилла и др.). Значительно воздействие второй софистики на становление литературы Византии.