Франциск Сальский
Франци́ск Са́льский (лат. Franciscus Salesius; Франсуа де Саль, франц. François de Sales) (21.8.1567, Сальский замок, Савойя – 28.12.1622, Лион), святой Римско-католической церкви, учитель Церкви, епископ Женевы, деятель Контрреформации. Родился в аристократической семье. Учился в коллежах Ла-Рош-сюр-Форон (с 1573), Шапуазьен (с 1575, г. Анси), в иезуитском коллеже Клермон (1578–1582, Париж), Сорбонне; в Падуанском университете изучал право и богословие (с 1588); доктор «обоих прав» – гражданского и церковного (1591).
После возвращения в Савойю (1593) Франциск Сальский, желавший стать священником, вступил в конфликт с отцом, который договорился о месте в судебной палате Шамбери и подобрал сыну богатую невесту. В то же время двоюродному брату Франциска Сальского удалось добиться для него у папы Климента VIII (1592–1605) разрешения занять должность главы капитула (Коллегии клириков) при кафедре епископа Женевы, находившейся в Анси (т. к. Женева была в руках кальвинистов). В декабре 1593 г. Франциск Сальский был рукоположен в священники. С опасностью для жизни вёл проповедническую деятельность против кальвинизма. В 1599 г. был назначен коадъютором (титулярным епископом) при епархиальном епископе Женевы Клоде де Гранье, после смерти которого занял его место (1602).
Франциск Сальский в 1610 г. вместе с Ж.-Ф. Фремьо, баронессой де Шанталь, основал в Анси женский монашеский Орден посещения Пресвятой Девы Марии (лат. Ordo Visitationis Mariae). Сёстры ордена должны были посещать бедных и больных, следуя библейскому сюжету о визите Девы Марии к праведной Елизавете (отсюда название). Франциск Сальский выступил одним из инициаторов основания Флоримонтанской академии в Савойе (1606).
Автор множества работ, среди них: «Руководство к благочестивой жизни» (франц. «Introduction а̀ la vie dévote», 1608) – о необходимости соответствия личного благочестия социальному статусу, силам, занятиям и обязанностям каждого человека; «Трактат о любви к Богу» (франц. «Traité de l’amour de Dieu», 1616). Особое место в его сочинениях занимала критика кальвинизма. Франциск Сальский развивал возникшую в католицизме около 9 в. традицию почитания Сердца Иисуса; под его влиянием укрепился и культ Сердца Девы Марии.
Умер, возвращаясь из поездки в Париж. В 1623 г. его останки были перевезены в церковь монастыря визитанток в Анси. В 1661 г. Франциск Сальский был причислен к лику блаженных Римско-католической церкви, в 1665 г. – к лику святых (Александр VII, 1655–1667). В 1877 г. Пий IX присвоил Франциску Сальскому почётный титул учителя Церкви; в 1923 г. Пий XI объявил его покровителем писателей и журналистов.
На основе духовного наследия Франциска Сальского в 18 и 19 вв. были созданы монашеские конгрегации: сёстры Святого Франциска Сальского (1740, Италия); франсалианцы (миссионеры Святого Франциска Сальского; 1838, Франция); салезианцы Дона Боско (1859, Италия), посвятившие себя святому Франциску Сальскому (1871, Франция); дочери Святого Франциска Сальского (1872, Италия); салезианские сёстры-миссионеры Непорочной Девы Марии (1872, Франция); дочери Марии – Помощницы христиан (1872, Италия).
«Руководство к благочестивой жизни» издано на русском языке в 1818–1819 гг. Переводом и переложением этого трактата также занимался Феофан Затворник (некоторые исследователи полагают, что святой Феофан использовал наследие Франциска Сальского в работе «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться», но ряд православных авторов оспаривают это утверждение).
В иконографии святой Франциск Сальский изображается в епископском облачении, иногда – с митрой на голове; атрибуты – книга, писчее перо, пылающее сердце в руке, епископский посох. День памяти по календарю Римско-католической церкви – 24 января.