Нокс Джон
Нокс Джон (John Knox) (около 1514, Хаддингтон, Шотландия – 24.11.1572, Эдинбург), деятель протестантской Реформации в Шотландии, один из основателей пресвитерианской Церкви Шотландии.
Из семьи небогатых дворян. В 1536 г. стал католическим священником. Через несколько лет присоединился к сторонникам Реформации, которая в Шотландии к тому времени была подготовлена лютеранской проповедью П. Гамильтона (сожжён в 1528) и последователем У. Цвингли и Ж. Кальвина – Дж. Уишартом (казнён в 1546). С 1547 г. Нокс начал публичную проповедь о Священном Писании как единственном авторитете и источнике веры, об оправдании одной верой, Нокс отвергал мессу, молитвы за умерших и учение о чистилище. В том же году Нокс попал в плен к вторгшимся на территорию Шотландии французам и более полутора лет пробыл гребцом на галерах. После освобождения в 1549 г. продолжил служение проповедника в Англии, достигнув степени королевского капеллана при Эдуарде VI. С воцарением Марии Тюдор, восстановившей католицизм в стране, Нокс бежал в Женеву, где встретился с Ж. Кальвином. В 1554 г. Нокс издал свой трактат «Верное предостережение профессорам Божией истины в Англии» («A faithful admonition to the professors of God’s truth in England»), который был воспринят как подстрекательство к цареубийству.
По возвращении на родину в 1555 г. Нокс продолжил дело Реформации, опираясь на поддержку части аристократии и бюргерства. По его инициативе в 1557 г. был заключён первый шотландский ковенант. Вновь уехал в Женеву (1556), где написал в 1558 г. сочинение «Первый трубный глас против чудовищного правления женщин» («The first blast of the trumpet against the monstrous regiment of women»), в котором, критикуя правление Марии Тюдор в Англии и Марии де Гиз в Шотландии, утверждал, что всякое женское правление «противоречит природе, является оскорблением для Бога, абсолютно противоположно Его Откровению и установлению».
В 1559 г. прибыл в Шотландию. Проповеди Нокса в Перте против «идолопоклонства» стали началом протестантской революции в стране. С заключением Эдинбургского мира 1560 г. и окончанием французского влияния в Шотландии шотландский парламент при активном участии Нокса приступил к созданию новой Церкви. Нокс и его соратники выработали «Шотландское исповедание веры» («Scots Confession», 1560; одобрено парламентом в том же году). В 1560 г. составлена «Книга порядка» («Book of Discipline»; 2-я часть издана в 1578), регулирующая церковный строй по кальвинистскому образцу. В ней Нокс выступил как радикальный реформатор, стремящийся слить воедино Церковь и государство; в частности, требовал поставить под контроль Церкви законодательную деятельность государства. В «Книге порядка» содержался также план широкого развития образования, включавший создание сети государственных школ и университетов. В 1561 г. «Книга порядка» рассматривалась парламентом, который не утвердил её в целом, приняв только отдельные положения. Таким образом, вновь созданная Церковь Шотландии не вполне соответствовала представлениям Нокса (пресвитерианство стало государственной религией Шотландии лишь в 1592). С 1560 г. Нокс нёс церковное служение в эдинбургском соборе Святого Эгидия (Сент-Джайлс), который часто называют «церковью-матерью пресвитерианства».
Нокс многократно призывал вернувшуюся в 1561 г. в Шотландию королеву Марию Стюарт, убеждённую католичку, отказаться от «ложной религии». В 1564 г. он выступил в парламенте против требования королевы возобновить служение мессы, но не получил поддержки. В результате обличения Марии и её нового мужа, лорда Дарнли, Нокс в 1565 г. получил запрет на проповедование. Поселился в отдалённом районе Шотландии, где завершил работу над пятитомной «Историей Реформации» (1559–1566). Вернувшись в Эдинбург в 1567 г., Нокс стал свидетелем свержения Марии Стюарт протестантами. В том же году Нокс проповедовал на коронации её сына Якова VI, резко обличая бывшую королеву. Однако продолжение политической борьбы в Шотландии привело к тому, что в 1571 г. все враги Марии Стюарт были высланы из Эдинбурга. Нокс удалился в Сент-Андрус, где продолжал проповедовать. В 1572 г. вернулся в Эдинбург и до конца жизни служил в соборе Святого Эгидия.