#Термины и понятия риторики
Термины и понятия риторики
Тег

Термины и понятия риторики

Термины и понятия риторики
Найденo 4 статьи
Жан Жак Андре Лево. Риторика. Гравюра с оригинала Шарля-Никола Кошена Младшего. Середина – 2-я половина 18 в.
ТерминыТермины
Риторика
Рито́рика, наука об ораторском искусстве, в широком смысле – о художественной прозе вообще. Начало положено в 5 в. до н. э. Эмпедоклом. Важнейшие риторы древности – Аристотель (Афины), Цицерон и Квинтилиан (Рим). Средневековая риторика (Беда Достопочтенный и др.) связана с богословием. В эпоху Возрождения (Данте и др.) развивалась в контексте обращения к античности, в 17 – 1-й половине 18 вв. – под влиянием барокко и классицизма. Во 2-й половине 20 в. сформировалась неориторика (Х. Перельман). Первый памятник риторики на Руси – трактат «О образэх» из Изборника Святослава 1073 г. Изначально развивалась в монастырях. Каноническая русская риторика и стилистика созданы в середине 18 в. М. В. Ломоносовым. В конце 18 – начале 19 вв. сложилась риторическая школа Российской академии. В 1920-х гг. исключена из школьной и вузовской программ обучения, интерес возродился во 2-й половине 20 в. (С. С. Аверинцев, Ю. М. Лотман и др.).
Направления, стили, жанры в литературе
Хронограмма
Хроногра́мма (от хроно... и ...грамма), стихотворная или прозаическая надпись, буквы которой своим числовым значением указывают на какую-либо знаменательную дату (например, основание архитектурного сооружения, издание книги, чью-либо кончину). Чтобы её расшифровать, складывают числовые значения букв, при необходимости расположив их в правильном порядке. Так, год чеканки на медали шведского короля Густава II Адольфа обозначен латинской хронограммой «CHRISTVS DVX ERGO TRIVMPHVS» («Христос правит, следовательно, торжествует»), где буквы M (1000), D (500), C (100), XVVVV (30) и II (2) указывают на 1632 г. В Европе хронограммы возникли в поздней Римской империи и широко распространились в эпоху Возрождения, особенно в Германии. Известны и в других культурах – исламской (тарих), индуистско-буддийской.
Литература
Термины
Ораторская проза
Ора́торская про́за, живая речь, получившая художественную разработку, благодаря которой она оказывает влияние на развитие всех видов прозы. В античный период различали 3 вида красноречия: торжественное, совещательное и судебное. Крупнейшие представители классического красноречия – Исократ, Демосфен, Эсхин, Цицерон. В средние века основным жанром стала проповедь; светское красноречие сводилось к панегирикам в честь правителей. Импульс развитию ораторской прозы дали предреформация, Реформация и вызванная ими религиозная борьба в Европе (Дж. Савонарола, М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин, Дж. Нокс, с католической стороны – П. Скарга). Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, М. В. Ломоносов, Георгий (Конисский) – виднейшие ораторы барокко и классицизма. Подъём политического красноречия связан с ораторской прозой Великой французской революции (К. Демулен, О. Мирабо, Ж. Ж. Дантон, М. Робеспьер, Ж.-П. Марат). Значительное явление 20 в. – речи У. Черчилля времён Второй мировой войны 1939–1945 гг. Многие жанры радио- и телепублицистики (беседы, интервью, диспуты) являются своеобразными формами ораторской прозы.
Литература
Термины
Амфиболия
Амфиболи́я (от греч. ἀμφιβολία – двусмысленность; лат. ambiguitas). В риторике – двусмысленность, возникающая от многозначности: отдельные слова («книга упоминается в ссылке», «рыбаки ели хлеб с-ухой»); словосочетания («мать любит дочь», «гордый ум не победит любви холодными словами»); предложения («Крёз, начав войну, разрушит великое царство» – не своё ли?). В ненамеренном употреблении – ошибка (ср. Солецизм, Анаколуф), в намеренном – обычно средство комизма. В английском литературоведении, ориентированном на опыт поэтики авангарда и модернизма, амфиболия [в расширенном смысле и под названием (англ.) ambiguity], наоборот, считается достоинством, порождающим многозначность текста.
Литература