Ливаний
Лива́ний (Либаний; Λιβάνιος) (314, Антиохия – около 393, там же), ранневизантийский ритор, общественный и политический деятель.
Происходил из аристократической семьи. Получил философское и риторическое образование в Антиохии и Афинах (336–340). В 340–342 гг. преподавал как частное лицо в Константинополе, в 344/345 – 348 гг. занимал пост официального ритора Никомедии, где познакомился с Василием Великим, Григорием Нисским и будущим императором Юлианом Отступником. В 349 г. победил на состязании риторов, произнеся панегирик императорам Констанцию II и Константу I, получил место преподавателя в Константинополе. В 354 г. вернулся в Антиохию, где стал официальным софистом города. В правление Юлиана Отступника, покровительствовавшего Ливанию, получил титул квестора, принимал активное участие в общественно-политической жизни города. После 365 г. попал в опалу, воздерживался от публичных выступлений. При Феодосии I (с 378) вновь получил признание и стал префектом претория (383–384).
Корпус сочинений Ливания велик по объёму. Наиболее известны 64 публичные речи, посвящённые апологии языческой культуры [«В защиту храмов» («‘ϒπὲρ τῶν ἱερῶν», между 386 и 390), «Артемида» («Ἄρτεμις», 365)], восхвалению Антиохии [«Антиохийская речь» («Ἀντιοχιϰός», 361)], личности Юлиана Отступника [«Монодия Юлиану» («Μονωδία ἑπι ’Ιουλιανῷ», 364), «Эпитафия» («’Επιτάφιος», 365)], общественно-политическим событиям [«О восстании» («Περί τῆς στάσεως», 387)], а также различным хозяйственным вопросам жизни Антиохии (положение рабов, патронат, критика отдельных членов курии). Особняком стоит автобиографическая речь «Жизнь, или О моей судьбе» («Βίος ἢ πeρί ἑαυτοῦ τύχης», 1-я часть – 374, 2-я часть – 380–392), личная интонация которой сближает её с «Исповедью» Августина. Сохранились также около 50 декламаций, в том числе «Апология Сократа» («’Απολογία Σωϰράτους»), школьные риторические упражнения – т. н. прогимнасмы (προγυμνάσματα) и свыше 1500 писем (в основном относятся к 355–365, 388–393).
Представитель позднего этапа второй софистики. Будучи апологетом античного красноречия и полисного уклада, органичной частью которого для Ливания было и язычество, он тем не менее стал учителем Иоанна Златоуста и, наряду с Фемистием и Аммианом Марцеллином, вёл переписку с отцами Церкви. В последующие века в Византии на Ливания неизменно смотрели как на «столп и мерило аттического красноречия» (Фотий), а его стиль служил образцом для подражания многим христианским мыслителям.