«Dark Souls» (серия видеоигр)
«Dark Souls», японская видеоиграя франшиза в жанре ролевого экшена. Первая часть издана компанией Namco Bandai Games в 2011 г. Разработкой серии занимались различные отделы студии From Software. Сюжет каждой игры преподносится пользователям через диалоги, текстовое оформление предметов и дизайн мира. Проекты связаны между собой местом действия.
Франшиза знаменита своей атмосферой тёмного фэнтези и сложностью прохождения. По данным на 2022 г., совокупные продажи всех частей франшизы в мире превысили 33 млн копий (Bandai Namco Group Fact Book 2022). В 2016 г. «Dark Souls III» была признана «Игрой года» по версии Golden Joystick Awards. В 2017 г. проект получил награду на D.I.C.E. Awards в категории «Ролевая/Многопользовательская игра года». В 2021 г. оригинальная игра «Dark Souls» завоевала главный приз в номинации «Ultimate Game of All Time» по версии Golden Joystick Awards (Tyrer. 2021). Также серия «Dark Souls» неоднократно получала комикс-адаптации, за счёт которых аудитория могла лучше ознакомиться с историей игрового мира и персонажами.
Вселенная игры и сюжет
Бо́льшую часть сюжета серии «Dark Souls» и её вселенной игроки узнают через общение с неигровыми персонажами, ознакомление с описанием предметов и дизайн локаций. История начинается с описания мира до начала первой игры «Dark Souls». Изначально во времена эры Древних мир состоял из скал и высоких деревьев, окутанных туманом. Единственными существами, населявшими земли, были бессмертные драконы и нежить, получившая имя «полые» (англ. hollow). Однажды появился Огонь, который принёс в мир четыре великие души. Одну из них получил Нито, первый из мёртвых, ставший впоследствии повелителем смерти и болезней. Обладательницей второй стала ведьма Изалита – владычица Огня. Третья душа досталась Гвину, повелителю Света, обладавшему силой солнца и молний. Последнюю душу получил Хитрый карлик, пигмей (англ. Furtive Pygmy), позже ставший первым человеком.
Некоторое время спустя Нагой Сит, дракон-альбинос, восстал против своих сородичей вместе с обладателями четырёх великих душ. Гибель древних существ ознаменовала наступление эры Огня. После победы над некогда бессмертными драконами Гвин основал королевство Лордран со столицей Анор Лондо. В пещерах под городом ведьма основала Изалит, а Нито вместе со своими почитателями ушёл в катакомбы. Однако эра Огня должна была смениться эпохой Тьмы, в связи с чем и великие души начали слабеть. В попытке возродить первородный огонь повелителям удалось отсрочить приход новой эры лишь на тысячу лет, а их народы оказались прокляты Знаком Тьмы. Те, на ком появлялась метка, после смерти восставали из мёртвых, но теряли часть своей души и разума. Однако полного превращения в нежить не происходило, если у носителя проклятия оставалась цель существования.
Действие «Dark Souls II» происходит в другом королевстве – Дранглик. Во многом события связаны с судьбой правителя этих земель – короля Вендрика. Его правление длилось недолго из-за проклятия, постигшего его народ. Король решает напасть на гигантов и забрать их души, чтобы спасти людей от превращения в нежить. Это приводит к потере самим Вендриком человечности, а после – разрушению Дранглика. Проклятый главный герой оказывается на руинах этого королевства.
Сюжет «Dark Souls III» строится вокруг другого королевства, Лотрик. Как и в первой части серии игр, пламя – источник жизни, некогда ознаменовавший начало эры Огня, – угасает. Тьма вновь порождает нежить и полых. В основе спасения мира лежит ритуал, во время которого избранные правители жертвуют своими душами, чтобы подпитывать Первое Пламя. Но избранный принц Лотрик отказывается от своих обязанностей, что приводит к активизации колокола Пробуждения в храме Огня. Он призывает древних повелителей, чтобы заново возжечь пламя, однако они не являются на место ритуала. Тогда колокол звонит вновь, уже не для правителей, а для Негорящих. Они являются нежитью, некогда потерпевшей неудачу в поддержке Первого Пламени. Одним из Негорящих оказывается и главный герой, который восстаёт, чтобы продлить эру Огня.
Таким образом, основной целью всех героев серии становится борьба с проклятием Тьмы. Только от действий пользователей зависит то, получится ли у главных героев продлить жизнь королевств в эре Огня, или всё погрузится во мрак.
История и франшизация
Разработка первой части «Dark Souls» началась после выхода «Demon’s Souls» в 2009 г. Данный проект послужил основой будущих игр, разрабатываемых совместно двумя компаниями – FromSoftware и Bandai Namco. Источниками вдохновения также стали произведения жанра фэнтези и тёмного фэнтези и манга «Berserk» 1989 г. (Miyazaki. 2012). Геймплей «Dark Souls» состоит из исследования локаций и борьбы с монстрами. Игрокам необходимо действовать осторожно, чтобы избегать опасных ловушек и осваивать техники борьбы с различными противниками. Важной особенностью игрового процесса «Dark Souls» является использование костров. Они служат пунктами, предшествующими каждому этапу. Отдыхая у костра, персонаж игрока восстанавливает здоровье, эликсиры и заряды магических способностей. В такие моменты пользователи могут повышать уровень героя, настраивать заклинания, ремонтировать и модернизировать броню и оружие. После отдыха у костра возрождаются все ранее побеждённые противники, за исключением боссов, мини-боссов и дружелюбных неигровых персонажей. Механика игры включает в себя техники ближнего и дальнего боя, маневрирование, уклонение от атак противников и использование магических способностей.
Создание следующей игры серии под названием «Dark Souls II» началось сразу после выхода оригинальной «Dark Souls». Выход второй части впервые был анонсирован на «Spike Video Game Awards» 2012 г. Вторая часть не стала прямым сиквелом «Dark Souls», но сюжет разворачивался в той же вселенной. В новом проекте были расширены возможности развития персонажа, что давало пользователям больше свободы. Однако сложность прохождения всё ещё оставалась неотъемлемой частью игры (Edge Staff. 2014). Геймплей «Dark Souls II» походил на игровой процесс предшествующей игры. Новым было то, что перед началом прохождения пользователи могли настроить физические характеристики главного героя и выбрать класс персонажа. Это определяло начальные характеристики и снаряжение главного героя. Боевая система всё ещё требовала от пользователей внимательности и осторожности, поскольку даже стандартные противники могли убить главного героя несколькими ударами. Особенностью «Dark Souls II» стала возможность регулирования сложности прохождения. Но для этого использовались не настройки в главном меню, а непосредственно внутриигровой инвентарь. Так, найденные артефакты позволяли игрокам терять меньше очков здоровья после смерти. Также во второй части серии пользователям стал доступен совместный режим прохождения.
Разработка «Dark Souls III» началась в середине 2013 г., спустя год после начала создания другой игры – «Bloodborne», вышедшей в 2015 г. Новый проект вновь не был сиквелом предыдущих частей «Dark Souls», но действие разворачивалось в той же вселенной. Впервые третья игра серии была продемонстрирована на фестивалях E3 и Gamescom 2015 г. Перед выпуском проекта, в октябре 2015 г., компании-разработчики тестировали мультиплеерные функции игры среди избранных пользователей (Splechta. 2015). Геймплей «Dark Souls III» состоит из исследования локаций и борьбы с монстрами, что роднит его с другими играми франшизы. Боевая система была изменена и стала похожа на ту, что представлена в «Bloodborne». Теперь каждая единица боевого снаряжения имела два типа атаки: стандартную и усиленную. Вновь в игре появились костры, которые служили контрольно-пропускными пунктами, местами сохранения и восстановления показателей подконтрольного персонажа. Мультиплеерный режим тоже был изменён. Отныне при введении специального кода пользователи могли играть с друзьями. Во время онлайн-сессий осуществлялось уравнивание персонажей более сильных участников со слабыми, что должно было сбалансировать совместную игру.
Серия игр «Dark Souls» стала основой графических романов. Так, в 2014 г. «Dark Souls II» получила комикс-адаптацию под названием «На свет» («Into the Light»). Она была написана британскими авторами Р. Уильямсом и Э. Эвингтоном и проиллюстрирована С. Коулби. Изначально произведения выходили в онлайн-формате, через какое-то время были выпущены ограниченной серией печатных комиксов (Dark Souls II. 2013). «Dark Souls III» также была адаптирована как графические романы. В 2016 г. в свет вышла ограниченная серия «Тёмные души: Легенды пламени» («Dark Souls: Legends of the Flame»). Комикс издавался компанией Titan Comics совместно с несколькими иллюстраторами. В 2017 г. все выпуски были объединены в сборник, дополненный главами «Тёмные души: Рассказы об Эмбере» («Dark Souls: Tales of Ember»), ставшими продолжением ранее выходивших комикс-адаптаций.