«Grand Theft Auto V»
«Grand Theft Auto V» (GTA V), седьмая (15-я, с учётом дополнений) часть игровой франшизы «Grand Theft Auto» в жанре приключенческий экшен. Вышла в 2013 г. на платформах PlayStation 3 и Xbox 360 и в 2015 г. для ПК. Игра получила ряд уникальных особенностей, главная из которых – возможность прохождения сюжетов, связанных сразу с тремя главными героями – преступниками, стремящимися к вершине криминального мира. Версии для ПК, PlayStation 4 и Xbox One содержат ещё одну функцию – режим прохождения игры от первого лица, прежде недоступный ни в одной из версий игры. В первый день релиза «GTA V» разошлась тиражом в 11,2 млн копий, а к началу 2021 г. её продажи превысили 140 млн копий.
Игра «GTA V» почти полностью унаследовала механику предыдущих версий. Можно отметить два принципиальных новшества. Во-первых, была улучшена физика движения автомобилей и изменена механика управления ими. Управление автомобилем стало в большей степени походить на гоночные симуляторы, в частности на разрабатывавшуюся Rockstar Games серию «Midnight Club». Во-вторых, был усовершенствован процесс ведения боя, в том числе выбора оружия. Вместо старого способа «прокручивания» инвентаря появилось колесо оружия, похожее на аналогичную механику в «Red Dead Redemption» – ещё одной игре Rockstar Games. «GTA V» также содержит элементы других игр компании, включая «Max Payne 3» и «Manhunt».
Прототипом города в новой части игры стал Лос-Анджелес и его окрестности, дух которых раскрывается через истории трёх игровых персонажей. Каждый из героев действует как неигровой персонаж, пока игрок не переключится на него с другого персонажа. Все действующие лица, как и в предыдущих версиях, – профессиональные преступники. Их цель состоит в том, чтобы достичь вершины криминального мира с помощью разбойных нападений, краж, заказных убийств и др.
Повествование в игре ведётся от лица Майкла де Санта, бывшего профессионального грабителя банков, Франклина Клинтона, мелкого преступника, зарабатывающего конфискацией имущества, а также Тревора Филипса, психически неуравновешенного бандита, контрабандиста и наркоторговца. Жизни трёх персонажей в ходе игры оказываются связаны. Тревор – давний друг Майкла, который по ходу сюжета сближается с Франклином и становится его наставником. Франклин, в свою очередь, знакомится с Майклом после попытки угнать машину сына Майкла за долги и сближается с де Санта, когда соглашается помочь ему уладить некоторые неприятности. Если Майкл и Франклин действуют скорее из рациональных, прагматических соображений, то Тревор отличается вспыльчивым характером и импульсивным поведением.
Помимо основной сюжетной линии игрок может заниматься новыми побочными активностями: йогой, триатлоном, теннисом, дайвингом, управлением гидроциклом и т. д. Кроме того, в «GTA V» были добавлены случайные события, которые могут появиться в любой момент исследования её вселенной. Наряду с этим расширился функционал мобильного телефона: теперь он используется не только для вызова контактов, но и для сёрфинга веб-страниц, торговли ценными бумагами, сетевого шопинга и быстрого сохранения прогресса игры.
Онлайн-модуль игры, вышедший как отдельная версия под названием «GTA Online», включил в её экономику микротранзакции с использованием реальных денег. С помощью них игроки могут разблокировать новые автомобили и оружие.
Несмотря на сатирический характер «GTA V», её, как утверждает социальный теоретик Дж. Бейлс, нельзя считать критическим высказыванием против капитализма и порождённой им культуры (Bailes. 2019. P. 72–92). Главные действующие лица не выступают против сложившегося порядка, а, как и в других частях серии, пытаются реализовать американскую мечту о безграничных богатстве и власти. На протяжении игры воспроизводится полный капиталистический цикл производства, накопления капитала и потребления. Способ и средство производства в игре – криминальная активность, принимающая вид более рискованного, но высокодоходного бизнеса.
Мораль в игре отходит на второй план, поскольку коррумпированность является врождённым пороком каждого обитателя мира «GTA V». Единственным ориентиром в ситуации нулевого альтруизма и сострадания становится способность главных героев находить баланс между работой и удовольствиями. Как утверждает Дж. Бейлс, единственный мотив, продвигающий главных героев по сюжету, – это то, что они выполняют свою работу не от безысходности, а потому, что им нравится подчиняться этике капитализма.