Правовая догматика
Правова́я догма́тика (юридическая догматика, аналитическая юриспруденция, догматическая юриспруденция, позитивная теория), направление исследования реалий позитивного права, носящее технико-юридический характер, без опытного обоснования и проверки. Основана на аналитической проработке догмы права преимущественно специально-юридическим методом. Обеспечивает воспроизводство правовой культуры общества.
Основные смыслы правовой догматики
Правовая догматика представляет собой многогранное явление; термин «правовая догматика» употребляется в четырёх смыслах. Во-первых, правовая догматика предстаёт как направление познания права в целом и выражает позитивистскую гносеологию, отвергает теорию права и философию права, признавая лишь учение о позитивном праве (законе). Во-вторых, правовая догматика представляет собой составную часть знания о праве. В-третьих, правовая догматика наряду с философией права и теорией права является научной дисциплиной изучения позитивного права. И в-четвёртых, правовая догматика представляет собой явление методологического порядка, специально-юридический метод правоведения (догматический метод, формально-юридический метод).
История формирования и развития правовой догматики
Исторические истоки возникновения правовой догматики лежат в глубокой древности, это связано с необходимостью познания человеком форм (источников) права.
Как прикладная и технико-юридическая форма познания позитивного права правовая догматика приобретает свои характерные черты во времена Древнего Рима (примерно в середине 3 в. до н. э.). Появление в эту эпоху массива юридических текстов, норм и процедур привело к формированию объективированного догматического мышления древнеримских юристов (Берман. 1998. С. 93–95, 122). Последние, будучи блестящими практиками, в отличие от античных мыслителей не задавались философскими вопросами о смысле и ценности права. Их тип мышления сформировался и получил дальнейшее развитие как практико-инженерный, направленный на разрешение правовых ситуаций, возникающих в профессиональной юридической практике. Древнеримские юридические классификации и комментарии являются классическими формами догматического осмысления права, получившими своё развитие и воплощение в Своде Юстиниана (Corpus juris).
С падением Римской империи (5 в н. э.) римское право как нормирующая регулирующая целостная система утратило своё действие. В результате закончилась эпоха юридической догматики как практического инженерного мышления, обеспечивающего профессиональную юридическую практику в Древнем Риме.
В конце 11 – начале 12 вв., после периода сильного влияния христианства, в Западной Европе происходило возрождение правовой догматики благодаря возникшему интересу к античной культуре. В только что учреждённом Болонcком университете началась проработка Свода Юстиниана (Corpus juris) глоссаторами (Аккурсий, Ирнерий и др.), использовавшими преимущественно схоластический способ. Благодаря системному толкованию, классификации терминов, обобщениям и систематизации в процессе комментирования текста Кодекса Юстиниана вырабатывалась догма права.
Во 2-й половине 13–14 вв. в позднесредневековой Италии продолжилось развитие правовой догматики. Постглоссаторы (комментаторы) – Бальд, Бартоло да Сассоферрато и др. – изучали работы глоссаторов, комментировали и анализировали их. В отличие от глоссаторов, комментаторы начали создавать понятия, формируя дедуктивный стиль юридического мышления по правилам логического силлогизма, что формировало догматическое юридическое мышление.
В Позднее Средневековье и Новое время (13–18 вв.) развитию догматической гносеологии способствовали различные интерпретации позитивного права Фомой Аквинским, Г. Гроцием, Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ш. Л. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо и др.
Во 2-й половине 19 в. на фоне господства позитивизма в политической и правовой мысли Европы начала формироваться и достигла своего расцвета догматическая юриспруденция, которая связана с обобщённой проработкой римского частного права немецкими юристами-аналитиками (пандектистами). На основании изучения пандект (пандектного права) пандектисты посредством формальной логики, систематизации, обобщения и классификации ввели в юриспруденцию специализированный научный метод юриспруденции – специально-юридический (формально-юридический, догматический) метод. В Германии конца 19 в. юриспруденция начала пониматься как наука, предметом которой является только существующее, действительное право (К. Бергбом). Исследования пандектистов нашли своё воплощение в создании единого гражданского кодекса Германии 1900 г.
Правовая догматика распространилась и в российской юриспруденции конца 19 – начала 20 вв. Так, в России появились философия права, история права, история философии права и сравнительно-правовой метод юриспруденции. Догматический метод использовался в исследованиях правоведов Г. Ф. Шершеневича, В. М. Хвостова, Ф. В. Тарановского и др. Ко 2-й четверти 20 в. в России благодаря формально-логической проработке позитивного права сформировалась общая теория права. Во времена Советской России и до начала 1990-х гг. в условиях господства материалистической доктрины марксизма в проводимых научных исследованиях формально-юридический метод использовался в качестве основного.
В 20 в. в юриспруденции образовались различные направления неопозитивистской аналитической юриспруденции: нормативистское учение о праве (Г. Кельзен), неопозитивистская концепция (Г. Харт), познавательно-критическая теория права (О. Вайнбергер, П. Коллер, П. Штрассер и М. Пришинг), политика права (Л. И. Петражицкий), приказное советско-легистское «правопонимание» (А. Я. Вышинский), социологизированный юридический позитивизм (О. Эрлих, Р. Паунд).
Основные признаки правовой догматики
Понятие правовой догматики складывается из наиболее существенных признаков, отражающих её основополагающие свойства в правовой культуре общества.
Правовая догматика обладает науковедческим статусом, является научной юридической дисциплиной, изучающей позитивное право. Объектом юридической догматики является догма права. Догмой права признаётся совокупность непреложных основных положений (устоявшихся авторитетных мнений, позиций, подходов) о действующем (позитивном) праве, о способах, правилах и приёмах его изучения, толкования, классификации, систематизации, комментирования и т. д. (Нерсесянц. 2023. С. 37).
Наряду с общей теорией права и философией права правовая догматика имеет свою область знания: она изучает различные реалии позитивного права, связанные с его структурой, разновидностями, смыслами и функциональным значением.
Технико-юридический характер правовой догматики проявляется в том, что научные разработки касаются построения и оформления юридических текстов, систематизации законодательства, юридического документооборота, организационных схем и процедур профессиональной юридической практики и т. п. (Тарасов. 2016. С. 11). В юридической догматике позитивное право исследуется без опытного обоснования и проверки. Догматические исследования проводятся вне зависимости от различных условий (контекстов) позитивного права, вне его пространственных и временны́х условий.
Данное направление исследований осуществляется преимущественно посредством юридической аналитики (учение об элементах и структуре мышления, на которых основаны его сложные формы, мыслительные процедуры в юридической науке и практике).
Результатом догматических исследований выступают юридические определения понятий, сравнительные характеристики юридических явлений позитивного права и их классификации. В качестве научно-познавательного средства в догматических исследованиях используется специально-юридический метод, который представляет собой совокупность способов оперирования интеллектуальными юридическими объектами, используемыми в процессе научного исследования позитивного права. К специальным юридическим объектам мышления относятся понятия, нормы права, правовые модели, принципы права, юридические идеи, юридические конструкции и пр. В качестве правил оперирования юридическими объектами выступают, к примеру, перевод описательного предложения в юридико-нормативное, уяснение юридической конструкции, правовых моделей, отраслевой принадлежности норм и т. д.
Правовая догматика как форма организации и норма юридической деятельности обеспечивает воспроизводство и развитие правосознания и юридического мышления, различных видов правовой практики и состояния правовых актов.
Функции правовой догматики и её значение
Функции правовой догматики влияют на правовую культуру, раскрывают роль и значение данного явления в обществе.
Во-первых, правовая догматика формирует необходимый уровень профессионального правосознания и юридического мышления. Как культурная традиция правовая догматика содержит в себе систему знаний, позволяющих юристам осуществлять интеллектуальную работу по выработанным правилам с различными проявлениями позитивного права.
Во-вторых, правовая догматика обеспечивает теоретическую и практическую юридическую деятельность. В научной юридической деятельности аналитическая юриспруденция создаёт общую структуру позитивного права, вырабатывает научные понятия, осуществляет систематизацию, классификацию позитивного права и наделяет различные правовые явления сравнительными характеристиками. Тем самым, наряду с философией и теорией права, формируется ещё один уровень юридической науки – правовая догма (догма права). При подготовке специалистов правовая догматика отбирает и переносит на образовательную практику необходимые знания норм и правил, умения и навыки, формируя у будущих юристов профессиональное юридическое мышление.
Важное значение правовая догматика имеет и в различных прикладных юридических практиках – правотворческой, правореализующей (правоприменительной) и интерпретационной. Правовая догматика снабжает практическую юридическую деятельность наиболее целесообразными нормами и правилами. В целом она позволяет повышать качество и производительность прикладной юридической работы. В процессе правотворчества правовая догматика позволяет выстроить и систематизировать правовой материал, наполнить будущий правотворческий акт выработанными понятиями, правовыми принципами, вплести в его ткань правовые идеи и юридические конструкции. В процессе реализации (применения) права правовая догматика как средство анализа позитивного права позволяет корректно осуществлять юридическую квалификацию, а также оценивать правовые тексты на предмет понятий права, правовых моделей, принципов права, юридических идей и конструкций. В интерпретационной деятельности правовая догматика снабжает интерпретатора приёмами и правилами толкования, руководствуясь которыми можно установить смысл правовых предписаний. К числу таких приёмов и правил относят логическое преобразование, логический анализ понятия, дедуктивное умозаключение из нормы, выводы по аналогии и т. д.
И, в-третьих, правовая догматика обеспечивает необходимый уровень развития всей системы юридических актов, придаёт им чёткость и логическую стройность.
Роль правовой догматики состоит в том, что она служит своеобразным инструментом познания, при помощи которого юридическое сообщество выполняет возложенные на него задачи.
Значение правовой догматики заключается в том, что она является необходимым условием успешной и эффективной профессиональной деятельности, понимания и решения правовых задач, служит необходимым инструментом для начала теоретической и прикладной юридической деятельности.
Таким образом, правовая догматика является не только основой для технико-юридического анализа законодательства, обеспечения юридических практик и правового обучения, но и необходимым методологическим основанием научных исследований права.