Экологическое право России
Экологи́ческое пра́во Росси́и, совокупность правовых норм и правовых институтов, образующих самостоятельную отрасль права; публично-правовая наука согласно номенклатуре научных специальностей; учебная дисциплина, преподаваемая в рамках федерального компонента стандарта юридического образования.
В основе наименования отрасли «экологическое право» лежит термин «экология» [от греч. οἶκος – дом, жилище, местопребывание и λόγος – учение, наука (Лисина. 2015. С. 14)].
Предмет экологического права
Среди учёных-юристов до сих пор не сформировалось единое представление о предмете экологического права. В современных условиях правового регулирования предмет экологического права рассматривается в нескольких аспектах:
в узком, согласно которому предметом экологического права являются общественные отношения по охране окружающей природной среды (т. н. консервативная охрана природы);
в широком, согласно которому предметом экологического права являются общественные отношения не только по охране окружающей природной среды, но и по использованию и охране компонентов окружающей природной среды и отношения по обеспечению экологической безопасности человека (Голиченков. 2016. С. 470).
Широкое понимание предмета экологического права не является общепризнанным в науке. В то же время основой для определения предмета экологического права служит Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды), в преамбуле которого указано, что он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Правовое регулирование указанных отношений носит комплексный характер, т. е. не ограничивается только нормами Закона об охране окружающей среды. Экологические отношения регулируются нормами земельного, гражданского, градостроительного законодательства, законодательства о недрах, водного, лесного, административного, уголовного и иного законодательства.
В доктрине экологического права употребляется термин «экологизация законодательства», под которым понимается внедрение норм экологического права в акты тех отраслей законодательства, которые регулируют управленческую, хозяйственную и иную деятельность, в той или иной степени воздействующую на окружающую среду (Голиченков. 2016. С. 458). Актуально говорить об экологизации административного, гражданского, трудового, уголовного и других отраслей права и законодательства.
Источники экологического права
В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ законодательство об охране окружающей среды находится в совместном ведении РФ и её субъектов. Субъекты РФ принимают нормативные правовые акты в сфере охраны окружающей среды в пределах своих полномочий.
Поэтому система источников экологического права представлена не только федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти), но и правовыми актами субъектов РФ. Полномочиями по изданию нормативных правовых актов с целью регулирования экологических отношений в рамках своей компетенции обладают и органы местного самоуправления. Источниками правового регулирования экологических отношений являются и общепризнанные нормы международного права (например, Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию, 1992), а также международные договоры, конвенции и соглашения, в которых участвует Россия (Конвенция о биологическом разнообразии, 1992; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сохранении и использовании чукотско-аляскинской популяции белого медведя, 2000; Конвенция о сохранении тюленей Антарктики, 1972, и многие другие). Нормами международного права регулируется режим правовой охраны природных объектов, которые находятся не только в рамках национальной юрисдикции, но и за её пределами. Глобальные экологические проблемы (изменение климата, сокращение озонового слоя и биологического разнообразия, кислотные дожди, опустынивание, рост населения, ресурсный кризис) обусловили выработку международной экологической политики и организационно-правовых средств на международном уровне.
Именно поэтому в научный оборот введено понятие «международное право окружающей среды» как совокупность международно-правовых норм, которые регулируют отношения субъектов международного права по поводу охраны и рационального использования природных ресурсов Земли и её окружающей среды в целом от негативного воздействия в интересах настоящего и будущего поколений.
Охране международного права окружающей среды подлежат международные природные объекты и ресурсы, которые находятся за пределами национальной юрисдикции (например, Антарктика, Антарктида, Мировой океан за пределами континентального шельфа и исключительной экономической зоны, космическое пространство); природные объекты и природные ресурсы, разделяемые несколькими государствами (например, пограничные водные объекты, мигрирующие объекты животного мира); природные объекты и природные ресурсы, которые хоть и находятся в пределах национальных границ одного государства, но режим их правовой охраны устанавливается и международно-правовыми нормами (например, озеро Байкал, которое охраняется не только федеральным национальным законодательством, но и Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия, 1972).
Общепризнанные принципы международного права окружающей среды (уважение государственного суверенитета, мирное разрешение споров, суверенное равенство всех государств, сотрудничество, уважение прав и свобод человека, невмешательство во внутренние дела другого государства и др.), определённые ещё в 1970–1990-х гг., влияют на формирование основополагающих начал правового регулирования экологических отношений в России.
В статье 3 Закона об охране окружающей среды перечислены принципы правового регулирования экологических отношений в РФ: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, и др.
В становлении и развитии отечественного правового регулирования отношений по охране окружающей среды можно выделить несколько этапов: дореволюционный (до 1917), советский (1917–1993), современный (после 1993). Долгое время в истории правового регулирования экологических отношений преобладали санитарные, градостроительные, природоресурсные правовые требования. Эколого-правовые требования, направленные на предупреждение негативного воздействия на окружающую природную среду и её улучшение, формировались постепенно.
В настоящее время экологическое право содержит правовые требования к созданию и эксплуатации хозяйственных и иных объектов, по охране окружающей среды от химического, физического, биологического, радиоактивного загрязнения в различных сферах деятельности (обращение с отходами, сельское хозяйство, военная деятельность, промышленное производство и др.). Предусмотрены и правовые требования, направленные на сохранение особо охраняемых природных территорий.
В правовом регулировании экологических отношений преобладает административно-правовой (императивный метод), который проявляется в установлении запретов, ограничений, обязательных для исполнения требований и основан на отношениях власти и подчинения. Так, обязательно соблюдение правовых норм о нормировании в области охраны окружающей среды, экологическом лицензировании, оценке воздействия на окружающую среду, государственной экологической экспертизе, обязательном экологическом аудите, обязательной экологической сертификации, государственном экологическом контроле (надзоре) и т. д.
Диспозитивный (гражданско-правовой) метод правового регулирования, допускающий вариантность поведения субъектов экологических правоотношений, для экологического права наименее характерен. Примерами применения данного метода в сфере охраны окружающей среды являются добровольный экологический аудит, добровольная экологическая сертификация.
Система экологического права
Система экологического права динамична, определяется объективными закономерностями развития экологического законодательства (Лисина. 2015. С. 20) и представлением о предмете экологического права. Если общая её часть включает правовые институты экологического управления, экономического регулирования в области охраны окружающей среды, ответственности за нарушения требований в области охраны окружающей среды, то особенная её часть построена в зависимости от сферы действия и применения требований экологического законодательства, соответствующего вида негативного воздействия или определённого объекта правовой охраны. Например, особенную часть экологического права образуют институты правовой охраны окружающей среды от химического и иных видов загрязнений, правовой охраны окружающей среды в сфере обращения с отходами; правовой охраны окружающей среды в сельском хозяйстве, правовой охраны окружающей среды в населённых пунктах; правовой охраны окружающей среды в сфере обороны и безопасности; правовой охраны окружающей среды при производстве и эксплуатации транспортных средств; правовой охраны окружающей среды на различных стадиях хозяйственной и иной деятельности (проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и др.); правового режима зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия; правовой охраны объектов, подлежащих особой охране, и др.
Некоторыми учёными выделяются подотрасли экологического права, которые включаются ими в особенную часть экологического права (к примеру, заповедное право, фаунистическое право) (Крассов. 2004. С. 48).
Экологическое право как наука представляет собой систему взглядов, мнений, выражающих толкование правовых норм в различных аспектах (экономическом, социальном, историческом, политическом), и взаимодействия эколого-правовых норм с нормами иных отраслей права (Крассов. 2004. С. 29). Её становление началось в 1950–1970-х гг.
Наукой экологического права изучается состояние и выявляются проблемы правового регулирования экологических отношений, исследуются тенденции развития правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды, а также вышеуказанные правовые институты, состояние и особенности международно-правового регулирования охраны окружающей среды.
Как учебная дисциплина экологическое право представляет собой последовательное системное изложение основных положений науки экологического права. Начиная с 1970-х гг. правовую охрану природы, а в дальнейшем экологическое право начали преподавать в юридических вузах России.