Байков Виктор Алексеевич
Байко́в Ви́ктор Алексе́евич [10.11.1922, деревня Дровники (ныне не существует), Гжатский уезд, Смоленская губерния, ныне Гагаринский район, Смоленская область – 3.7.1993, Москва], российский актёр, заслуженный артист РСФСР (1974), заслуженный деятель культуры Польской Народной Республики (1976).
В 1940–1941 гг. актёр вспомогательного состава Центрального театра Красной армии. В 1941–1943 гг. в ансамбле Наркомата вооружения (по другим сведениям, на фронте, был ранен). В 1943–1944 гг. актёр-стрелок Джаз-ансамбля железнодорожных войск. В 1944–1945 гг. старший писарь автобазы Генерального штаба. В 1946–1948 гг. актёр вспомогательного состава Московского театра сатиры. В 1948–1950 гг. руководитель художественной самодеятельности на Фабрике детской книги.
В 1950–1993 гг. в труппе Московского театра сатиры. В 1956 г. окончил заочное отделение актёрского факультета ГИТИСа. Среди ролей: Аккомпаниатор («Вас вызывает Таймыр» А. А. Галича и К. Ф. Исаева, 1948, режиссёр А. А. Гончаров), Крутиков («Не ваше дело» В. С. Полякова, 1950, режиссёр В. Н. Плучек), Колхозник («Свадьба с приданым» Н. М. Дьяконова, 1950, режиссёр Б. И. Равенских), Муради, работник 2-й бригады («Женихи» В. В. Шкваркина и А. И. Токаева, 1951, режиссёр А. А. Гончаров), Монах («Пролитая чаша» Ван Шифу, 1952, режиссёры Н. В. Петров, Плучек), Гаврюшка, слуга Ихорева («Игроки» Н. В. Гоголя в рамках постановки «Страницы минувшего», 1953, режиссёр Плучек), Проситель («Баня» В. В. Маяковского, 1953, режиссёры Петров, С. И. Юткевич, Плучек), Первый гость («Клоп» Маяковского, 1955, режиссёры Плучек, Юткевич), Отец Фёдор («12 стульев» по Ильфу и Петрову, 1960, режиссёры Э. П. Гарин, Х. А. Локшина), Борзиков («Гурий Львович Синичкин» В. А. Дыховичного, М. Р. Слободского, В. З. Масса, М. А. Червинского 1963, режиссёр Д. В. Тункель), Жеронт («Проделки Скапена» Мольера, 1963, режиссёры А. А. Столбов, Е. Я. Весник), Пожилой строитель («Женский монастырь» Дыховичного и Слободского, 1964, режиссёр Плучек), Человек с того света («Тёркин на том свете» по А. Т. Твардовскому, 1966, режиссёр Плучек), Родственник («Дон Жуан, или Любовь к геометрии» М. Фриша, 1966, режиссёр Плучек).
Несмотря на огромную популярность, которую актёру принесла роль пана Вотрубы в юмористической телевизионной передаче «Кабачок "13 стульев"» (1966–1980), в театре он по-прежнему играл небольшие роли второго плана и эпизоды: Петя («Интервенция» Л. И. Славина, 1967, режиссёр Плучек), Матрос («Последний парад» А. П. Штейна, 1968, режиссёр Плучек), Анархист («У времени в плену» Штейна, 1970, режиссёр Плучек), Десятник («Темп-1929» по Н. Ф. Погодину, 1971, режиссёр М. А. Захаров), Коробкин («Ревизор» Гоголя, 1972, режиссёр Плучек), Старый крестьянин («Мамаша Кураж» Б. Брехта, 1972, режиссёр Захаров), Кренделёв («Таблетку под язык» А. Е. Макаёнка, 1972, режиссёр Плучек), Дядя Коля («Чудак-человек» В. З. Азерникова, 1973, режиссёр Захаров), Кочевряжнев Эгигий Петрович, бессердечный человек («Пена» С. В. Михалкова, 1975, режиссёр Плучек), Дряхлый игумен («Бег» М. А. Булгакова, 1977, режиссёр Плучек), Иван Степаныч («По 206-й» В. И. Белова, 1982, режиссёр Плучек), Джон, старик шотландец («Крамнэгел» П. Устинова, 1983, режиссёр П. О. Хомский), Герцог де Грамон («Молодость Людовика XIV» А. Дюма-отца, 1992, режиссёр Е. Б. Каменькович).
Первая роль Байкова в кино (завхоз Ксан Ксаныч в фильме «Девчата», 1961) стала самой запоминающейся, на долгие годы утвердив его экранное амплуа – старательного, исполнительного, но недалёкого «винтика» системы, въедливого, но отличающегося кротким и незлобивым нравом. Среди фильмов: «Яблоко раздора» (1962), «Человек без паспорта» (1965), «Весна поёт» (1967), «Эксперимент» (1970), «Старики-разбойники» (1971), «Анискин и Фантомас» (1973), «Поездка через город» (1979).
Не выходя за рамки интонационно ровной, иронично-бытовой исполнительской манеры, Байков убедительно играл и отрицательных героев (шпионов – «Выстрел в тумане», 1963; «Всмотритесь в это лицо», 1972), а также создавал острохарактерные и комедийно-гротесковые образы (домовой – «В тринадцатом часу ночи», 1968; Голубчик – «Где вы, рыцари?», 1971; кум Тыква – «Чиполлино», 1972).