Тусузов Георгий Баронович
Тусу́зов Гео́ргий Баро́нович, Егор Баронович [настоящие имя, отчество и фамилия Геворк (Геворг) Луйспаронович Тусузян] [15(27).3.1891, Нахичевань-на-Дону, ныне в составе Ростова-на-Дону – 2.2.1986, Москва], российский актёр, заслуженный артист РСФСР (1956).
Из купеческой семьи. Гимназистом участвовал в любительских спектаклях. В 1915 г. окончил юридический факультет Московского университета и вернулся на родину. Помощник присяжного поверенного, затем юрист лесопромышленного акционерного общества «Наследники С. М. Кистова» и др. В феврале – августе 1920 г. инструктор Донского отдела народного образования.
С 1917 г. в Ростове-на-Дону играл в любительской труппе (с 1920 – государственный театр) «Театральная мастерская» (Человек без ноги и глаза – трагедия «Владимир Маяковский» В. В. Маяковского, Дантье – «Гибель "Надежды"» Г. Гейерманса, Зив – «Трагедия об Иуде, принце Искариотском» А. М. Ремизова и др.). В 1919 г. несколько занятий с участниками труппы провёл В. Э. Мейерхольд. В 1921 г. усилиями Н. С. Гумилёва (он видел здесь постановку своей пьесы «Гондла») труппа переехала в Петроград (ныне Санкт-Петербург), но вскоре распалась.
Коллега Тусузова по «Театральной мастерской» Е. Л. Шварц позднее вспоминал: «Более традиционным комиком являлся армянин, адвокат Тусузов, осторожный, неслышный, косо поглядывающий из-под очков своими маленькими глазками. И всё-то он приглядывался, и всё-то он прислушивался, выбирая дорожку побезопаснее. Одинокий, он и в театре держался бобылём, не вызывая, впрочем, враждебных чувств в труппе. Уж очень он был понятен и безвреден со всеми своими хитростями. И актёр был хороший…» (Шварц. 1990. С. 350).
В 1922–1933 гг. работал на эстраде, в театрах Москвы («Не рыдай», «Синяя блуза», «Современная буффонада»).
С 1934 г. до конца жизни в Московском театре сатиры. Мастер эпизодических ролей: Негр («Мешок соблазнов» по Марку Твену), Брынзовенеску («Потерянное письмо» И. Л. Караджале), Костюмер («Лев Гурыч Синичкин» по Д. Т. Ленскому), Доктор Пинч («Комедия ошибок» У. Шекспира), Замухрышкин («Игроки» Н. В. Гоголя в композиции «Страницы минувшего»), Повар («День отдыха» В. П. Катаева), Пердриер («Жорж де Валера» Ж.-П. Сартра), Куил («Судья в ловушке» Г. Филдинга), Гость и Бог («Клоп» и «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского), Александр Миронович («Чужой ребёнок» В. В. Шкваркина), Муж своей жены («Вас вызывает Таймыр» К. Ф. Исаева и А. А. Галича), Гигиенишвили («Золотой телёнок» по И. Ильфу и Е. Петрову), Первый старик («Ремонт» М. М. Рощина), Кислярский («12 стульев» по Ильфу и Петрову), Глухой, Нищий («Дамоклов меч», «Чудак» Назыма Хикмета), Мэл Броссар («Над пропастью во ржи» по Дж. Д. Сэлинджеру), Палач («Обыкновенное чудо» Е. Л. Шварца), Дипломат («Её превосходительство» С. И. Алёшина), Христиан Иванович Гибнер («Ревизор» Гоголя), («Горе от ума» А. С. Грибоедова) и др.
Впервые снялся в кино в 1937 г. в фильме «Белеет парус одинокий». Среди ролей: Фёдор Павлович («Преступление и наказание», 1940), Феоктист Феоктистович («Девушка без адреса», 1957), Безногов («Девичья весна», 1960), Старик из племени тапи («Человек ниоткуда», 1961), Юбиляр («Весёлые истории», 1962), Арон Израилевич («Здравствуй, это я!», 1965), Ростовщик («Последняя жертва», 1975), радиолюбитель Кутузов («Возвращение резидента», 1982). Исполнил роль пана Пепусевича в многосерийном телевизионном шоу «Кабачок "13 стульев"».
Не всегда зная имя актёра, его неизменно узнавали в лицо, называли королём эпизода, хотя во многих фильмах фамилия Тусузова даже не значится в титрах.
Награждён орденом «Знак Почёта» (1981).