Васильева Вера Кузьминична
Васи́льева Ве́ра Кузьми́нична (30.9.1925, Москва, по другим данным, деревня Сухой Ручей, ныне Калининский район, Тверская область, – 8.8.2023, Московская область, похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве), российская актриса, народная артистка РСФСР (1970), народная артистка СССР (1986).
Театр
В 1948 г., по окончании Московского городского театрального училища при Театре Революции (ныне Московский академический театр имени Вл. Маяковского; курс В. В. Готовцева), была принята в труппу Театра сатиры (ныне Московский академический театр сатиры), где работала до конца жизни.
Сыграла более 60 ролей, в том числе в постановках В. Н. Плучека (руководил театром в 1957–2000): Ин-Ин («Пролитая чаша» Ван Шифу, 1952), Дочь бензинщика («Дамоклов меч» Н. Хикмета, 1959), Ганна Николаевна («Яблоко раздора» М. А. Бирюкова, 1961), Вера Эдуардовна («Женский монастырь» В. А. Дыховичного и М. Р. Слободского, 1964), Жанна Барбье («Интервенция» Л. И. Славина), Поля («Баня» В. В. Маяковского; обе постановки – 1967), Розина Альмавива («Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.-О. де Бомарше, 1969), Соня («У времени в плену» А. П. Штейна, 1970), Придворная дама («Обыкновенное чудо» Е. Л. Шварца, 1971), Анна Андреевна («Ревизор» Н. В. Гоголя), Лидия Семёновна («Таблетку под язык» А. Е. Макаёнка; обе – 1972), Ольга Ильинична («Пощёчина» С. В. Михалкова, 1974), Селия Пичем («Трёхгрошовая опера» Б. Брехта, 1980).
Роли в спектаклях других режиссёров: Б. И. Равенских – Ольга («Свадьба с приданым» Н. М. Дьяконова, 1950; Сталинская премия 3-й степени за 1950, вручена в 1951), Маша Ракитина («Подруги» А. Д. Симукова, 1952); А. А. Гончарова – Дуня («Вас вызывает Таймыр» А. А. Галича и К. Ф. Исаева, 1948), Вера («Положение обязывает» Г. Н. Мунблита, 1949), Сафи («Женихи» В. Г. Шкваркина, 1951), Таня Сыромятова («Женитьба Белугина» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьёва, 1951); Э. П. Гарина – Аннунциата («Тень» Шварца, 1958), Эллочка Щукина («12 стульев» по И. Ильфу и Е. Петрову, 1960); М. А. Захарова – Вышневская («Доходное место» Островского, 1967), Тётя Тони («Проснись и пой» М. Дьярфаша, 1970); Е. Б. Каменьковича – Агнесса Павловна («Восемнадцатый верблюд» С. И. Алёшина, 1983), Анна Австрийская («Молодость Людовика XIV» по А. Дюма, 1992); А. А. Ширвиндта – Посол Объединённой Державы («Её превосходительство» Алёшина, 1979), Ведущая («Концерт для театра с оркестром» Г. И. Горина, 1982), роли в спектаклях-обозрениях «Молчи, грусть, молчи» (1985), «Андрюша» (2001), «Нам всё ещё смешно» (2004), «Грустно, но смешно» (2014).
Среди других заметных ролей: Мелипольская («Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина, режиссёр А. А. Миронов, 1987), Соколова («Последние» М. Горького, режиссёр А. Д. Папанов, 1987), Домна Платоновна («Воительница» Н. С. Лескова, режиссёр Б. А. Львов-Анохин, 1988), Графиня («Орнифль» Ж. Ануя, режиссёр С. Н. Арцибашев, 2001), Домна Пантелевна («Таланты и поклонники» Островского, режиссёр Б. А. Морозов, 2002), Мадлена Бежар [«Мольер (Кабала святош)» М. А. Булгакова, режиссёр Ю. И. Ерёмин, 2009], Камелия («Реквием по Радамесу» А. Николаи, режиссёр Р. Г. Виктюк, 2012), Ирма Гарленд («Роковое влечение», автор и режиссёр А. А. Житинкин, 2015).
В 2018 г. сыграла в спектакле «Вера», который специально для актрисы поставил по её воспоминаниям драматург и режиссёр С. Б. Коковкин.
В разные годы участвовала в спектаклях других театров: Дженни Герхардт («Дженни Герхардт» по Т. Драйзеру; Брянский областной театр драмы имени А. К. Толстого, 1953), Раневская («Вишнёвый сад» А. П. Чехова; Тверской академический театр драмы, 1984), Кручинина («Без вины виноватые» Островского; Орловский драматический театр имени И. С. Тургенева, 1990), Пехтерева («Ассамблея» П. П. Гнедича, 1996) и Сарытова («Блажь» Островского, 1997; оба спектакля – в московском Новом драматическом театре), Миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика; Театр кукол имени С. В. Образцова, 2006), Элизабет («Однажды в Париже» В. В. Аслановой; московский театр «Модернъ», 2010), Графиня («Пиковая дама» по А. С. Пушкину; Малый театр, 2012).
В 1999 г. приняла участие в проекте В. И. Мережко и композитора Е. С. Бедненко «Поют звёзды театра и кино», где выступила как исполнительница романсов. Итогом проекта стали концерты и музыкальный диск, выпущенный в США и продублированный российским «Радио МПС».
Премии – «Хрустальная Турандот» (1996), имени А. А. Яблочкиной (1996), «Кумир» (2003), «Золотая маска» в категории «За честь и достоинство» (2010), Национальная актёрская премия имени А. А. Миронова за служение русскому репертуарному театру (2014).
Кино
Первое появление в кино – эпизод в фильме «Близнецы» (1945). Но подлинным дебютом стала роль Насти Гусенковой – весёлой и скромной девушки из глухой таёжной провинции в популярной музыкальной киноповести «Сказание о земле Сибирской» И. А. Пырьева (1947; Сталинская премия 1-й степени за 1947, вручена в 1948), принёсшая актрисе зрительский успех. Следующая роль – в не менее популярной сельской комедии «Свадьба с приданым» (1953) – не слишком отличается от предыдущей, разве что возводит во всех отношениях положительную героиню на следующую ступень, здесь она – передовой бригадир в колхозе.
После нескольких ролей милых простых женщин («Чук и Гек», 1953; «Они встретились в пути», 1957; «Погоня», 1965) Васильева перешла в своё с тех пор почти неизменное экранное амплуа, играя советских дам, достигших высокого социального статуса и обладающих положительной харизмой – добрых и обаятельных («Приезжайте на Байкал», 1965; «Офицер флота», 1971, телевизионный; «Следствие ведут знатоки», 1971–2002, телевизионный; «За всё в ответе», 1972; «Жребий» и «Звезда экрана», 1974; «Весна двадцать девятого…», телевизионный, 1975; «Это мы не проходили», 1975; «Развлечение для старичков», 1976; «Подарок судьбы», 1977, и др.). Зритель привык видеть в героинях Васильевой справедливых «советских цариц», идеал матери, жены, хозяйки, начальницы. Во многом поэтому почти незамеченными остались наиболее интересные киноработы актрисы, где она иронически остраняла этот идеал [Людмила Ивановна Ласточкина («Похождения зубного врача», 1965), пытающаяся казаться интеллигентной мать Никиты («Карнавал», 1981), Анна Игоревна, завязывающая роман с гораздо более молодым героем («Мы жили по соседству», 1982)] или выступала в принципиально ином амплуа [мадам Машер (телевизионный фильм «Мегрэ и человек на скамейке», 1973), жена Ламме («Легенда о Тиле», 1976)].
Среди других кино- и телефильмов: «Лиза и Элиза» (1996), «Вино из одуванчиков» (1997), «Очаровательные негодники» (1999), «Салон красоты» (2000), «Праздник непослушания» (2015).
Награждена орденами: Почёта (1995); «За заслуги перед Отечеством» 4-й (2000), 3-й (2010) и 2-й (2020) степени; Дружбы (2015).