Ламенто
Ламе́нто (итал. lamento – жалоба), музыкальная пьеса скорбного характера.
Первоначально род мадригала (в 16 в. – у С. Россетто, Б. С. Нардо). Как воплощение в музыке поэтической жалобы приобрело большое значение в ранней итальянской опере. Яркий образец – ламенто Ариадны из одноимённой оперы К. Монтеверди (1608). Тип ламенто, основанный на бассо остинато, встречается в полифонических мадригалах Монтеверди [средняя часть мадригала «Lamento della ninfa» («Плач нимфы») из 8-й книги мадригалов, 1638)], получил значительное развитие в венецианской опере 1640-х гг. (Ф. Кавалли), позднее в сочинениях Б. Феррари, Л. Росси, Дж. Кариссими, А. Чести. Арии ламенто на бассо остинато встречаются в операх, ораториях и кантатах конца 17 – начала 18 вв. (ламенто Дидоны из 3-го действия оперы «Дидона и Эней» Г. Пёрселла; в операх Г. Ф. Генделя). Термин «ламенто» в эпоху барокко применялся и к инструментальным произведениям (И. Я. Фробергер, Г. И. Ф. фон Бибер, И. Кунау). Как название инструментальной пьесы близко французскому томбо. В русской традиции применительно к композиторской музыке нередко используется термин «плач».