Кавос Катерино Альбертович
Ка́вос Катери́но Альбе́ртович (Catterino Cavos; Сальвадор Каттарин Кавоси, Salvador Cattarin Cavosi) [30.10.1777, Венеция – 28.4(10.5).1840, Санкт-Петербург], российский композитор, дирижёр, педагог.
По происхождению итальянец. Сын балетмейстера, директора венецианского театра «Ла Фениче» Альберто Кавоса. Учился у композитора и органиста Ф. Бьянки. Среди сочинений итальянского периода – кантата «Герой» («L'eroe», 1798), балет «Подземелье, или Катерина Калужская» («Il Sotterraneo ossia Catterina di Coluga», Венеция, 1799).
В 1798 г. приехал в Санкт-Петербург в качестве капельмейстера итальянской оперной труппы Дж. Астаритты, с 1799 г. служил в Дирекции императорских театров: был дирижёром придворного оркестра, капельмейстером итальянской, французской, русской оперных трупп. С 1822 г. инспектор придворных оркестров, с 1832 г. директор музыки императорских театров. Преподавал пение в училище Святой Екатерины (с 1803) и Смольном институте (с 1811). Сыграл существенную роль в становлении и развитии российского театра. Воспитал ряд выдающихся оперных певцов и актёров; в их числе: О. А. Петров, П. В. Злов, Г. Ф. Климовский (Иваницкий), В. М. Самойлов, С. В. Самойлова (Черникова), Е. С. Сандунова, А. Я. Петрова-Воробьёва. Организовал молодёжную труппу при Дирекции императорских театров, способствовал расширению репертуара, в том числе осуществил российскую премьеру оперы «Вольный стрелок» К. М. фон Вебера (1824), руководил премьерой оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки (1836).
Среди театральных сочинений, созданных в России (всего свыше 70): оперы – «Князь-невидимка, или Личарда-волшебник» (либретто Е. Ф. Лифанова, 1805), «Илья Богатырь» (либретто И. А. Крылова) и «Любовная почта» (либретто А. А. Шаховского, обе 1806), «Казак-стихотворец» (1812) и «Иван Сусанин» (1815; обе на либретто Шаховского); балеты (большей частью созданы в сотрудничестве с балетмейстером Ш.-Л. Дидло) – «Зефир и Флора» и «Дон Кихот» (оба 1808), «Амур и Психея» (1809), «Ацис и Галатея» (1816), «Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов» (1819), «Кавказский пленник, или Тень невесты» (1823, по поэме А. С. Пушкина). В период Отечественной войны 1812 г. написал патриотические балеты-дивертисменты: «Ополчение, или Любовь к Отечеству» (1812), «Русские в Германии, или Следствие "Любви к Отечеству"» (1813), «Торжество России, или Русские в Париже» (1814), «Федра» (1825). Музыка к драмам (преимущественно на тексты Шаховского): «Принцесса Требизондская, или Остров немых» (1822), «Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря» (1823), «Сокол князя Ярослава Тверского, или Суженый на белом коне» (1823), «Керим-Гирей, или Крымский хан» (1825), «Батюшкина дочка, или Нашла коса на камень» (1825), «Аристофан, или Представление комедии "Всадники"» (1825).
Сын – архитектор А. Кавос. Правнук – художник А. Н. Бенуа.