Право народов
Пра́во наро́дов (лат. jus gentium), часть римского права, объединившая правовые нормы, заимствованные от покорённых и союзных народов, сложившиеся во время разрешения споров между римскими гражданами и иностранцами-перегринами. То же, что перегринское право. Появилось во 2-й половине существования Республики в Древнем Риме, когда Рим стал центром всемирной торговли и возникла необходимость урегулирования правовых отношений как между иностранцами на территории Рима, так и между римскими гражданами и иностранцами. Римский юрист Ульпиан в Дигестах определял jus gentium следующим образом: «Право народов – это то, которым пользуются народы человечества» (Памятники римского права. 1997. С. 157). Во фрагменте Дигест, принадлежащем Гермогениану, раскрывается содержание этого права: «Этим правом народов введена война, разделение народов, основание царств, разделение имуществ, установление границ полей, построение зданий, торговля, купли и продажи, наймы, обязательства, за исключением тех, которые введены в силу цивильного права» (Памятники римского права. 1997. С. 158), а во фрагменте, принадлежащем Гаю: «...то же право, которое естественный разум установил между всеми людьми, соблюдается у всех одинаково и называется правом народов, как бы тем правом, которым пользуются все народы» (Памятники римского права. 1997. С. 158). Право народов – это то право, которое достаточно единообразно складывается у всех наций под влиянием единообразных задач при регулировании естественных (установленных «естественным разумом») отношений. Это то право, которое, будучи уже выработанным одной нацией, может быть применено и другой. Правовая система Рима включила в себя эти универсальные начала с полнотой и последовательностью, что не произошло в иных национальных правовых системах античности.
Jus gentium потеряло своё значение после принятия закона Каракаллы (212), по которому все жители Римского государства наделялись гражданством. При этом многие принципы и категории права народов как наиболее эффективные в той экономической системе, которая сложилась в государстве посредством практической деятельности преторов (через их эдикты, систему преторских исков), перешли в цивильное (гражданское) право, наполнив его новым содержанием.