Международное космическое право
Междунаро́дное косми́ческое пра́во (The International Outer Space Law), совокупность юридических норм и принципов, обеспечивающих международное сотрудничество в сфере исследования и использования космического пространства в мирных целях.
13 декабря 1963 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла Декларацию правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства – первый международный документ в этой области.
Основными источниками международного космического права являются: Устав ООН; Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963); Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967); Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (1968); Конвенция о международной ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами (1972); Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1975); Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979) и др. Ряд вопросов использования космического пространства регламентируется обычными нормами международного права.
В международных документах закреплены основные принципы международного космического права: исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, на благо и в интересах всех стран; открытость исследования и использования космического пространства всеми государствами без какой-либо дискриминации, на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел; невозможность национального присвоения космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, ни путём провозглашения на них суверенитета, ни путём использования или оккупации, ни любыми другими средствами; частичная демилитаризация космического пространства и полная демилитаризация небесных тел (запрещается выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового поражения, устанавливать такое оружие на небесных телах и размещать в космическом пространстве); предотвращение загрязнения космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Устанавливается международная ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве. При этом космическое пространство рассматривается как res extra commercium (вещь, изъятая из оборота), т. е. достоянием человечества являются результаты исследования и использования космоса, но не само космическое пространство.
Российская Федерация является участницей Конвенции Содружества Независимых Государств о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях (2018).
Субъекты международного космического права – государства и межправительственные организации, прежде всего международные космические организации.
Исследования в космосе осуществляются пилотируемыми объектами, запускаемыми в космическое пространство (космическими кораблями, орбитальными станциями и др.). Разумная и упорядоченная космическая деятельность требует систематического учёта произведённых запусков таких объектов. Международное космическое право устанавливает обязательную систему регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, которая способствует их идентификации и используется для сохранения юрисдикции государства и контроля над таким объектом. Каждое государство регистрации предоставляет Генеральному секретарю ООН информацию о каждом запускаемом в космическое пространство объекте, занесённом в его реестр (название запускающего государства или запускающих государств, обозначение объекта или его регистрационный номер, дату и территорию или место запуска, основные параметры орбиты, общее название объекта).
Нормами международного космического права и национального права определяется правовой статус космонавтов. Все государства рассматривают космонавтов как «посланцев человечества в космос» и оказывают им всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства или в открытом море. Космонавты, которые совершают вынужденную посадку, должны быть в безопасности и незамедлительно возвращены государству, в реестр которого занесён их космический корабль.
Международное космическое право детально регламентирует порядок запуска космических аппаратов, дистанционного зондирования Земли из космоса, использования космических аппаратов для целей метеорологии, процессы коммерциализации в области спутниковой связи, использования ядерных источников энергии в космическом пространстве и др.
Международное космическое право устанавливает правовые основы ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами: государство несёт абсолютную ответственность (независимо от наличия или отсутствия вины) и обязано выплатить компенсацию за ущерб, причинённый его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полёте. Если запуск осуществляется в процессе совместной деятельности ряда государств, ответственность за ущерб должна быть солидарной. Бремя компенсации распределяется сообразно степени вины; если эту степень установить невозможно – между запускающими государствами поровну.
Нормами международного космического права регламентируется правовой статус Луны, орбит вокруг неё или других траекторий полёта к Луне или вокруг неё.
В РФ исследование и использование космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, являются важнейшими приоритетами государственных интересов и регламентируются Законом РФ от 20 августа 1993 г. № 5663-1 «О космической деятельности».
Со многими странами (Франция, ФРГ, Италия, Казахстан и др.) и международными организациями (например, Европейским космическим агентством) заключены двусторонние соглашения о сотрудничестве в космической деятельности.