Медиакультура
Медиакульту́ра (англ. media culture), термин из области исследований культуры, характеризующий современный этап развития общества, который основан на господстве средств массовой информации (медиа), оказывающих решающее влияние на все сферы человеческой деятельности, социальные институты, нормы и ценности. Посредством производства различных символов и мифов в медиакультуре устанавливается и воспроизводится определённая идеология, выстраивается нормативная модель поведения, репрезентируются властные отношения, конструируется идентичность.
Понятие медиакультуры близко по значению к массовой культуре, сложившейся в 20 в. Развитие Интернета, распространение телевидения и появление социальных сетей сформировали глубоко медиатизированное и технологически зависимое общество, в котором досуг и культура занимали всё более центральное место в повседневной жизни.
Концепт медиакультуры был детально рассмотрен в книге Д. Келлнера 1995 г. «Медиакультура: исследования культуры, идентичности и политики от модерна к постмодерну» (Kellner. 1995). Значительно позже Келлнер переработал первое издание и в 2020 г. выпустил второе под названием «Медиакультура: исследования культуры, идентичность и политика современности» (Kellner. 2020). Работая в парадигме критических исследований медиа (Critical Media Studies), при анализе медиакультуры Келлнер перенял практики критической социальной теории.
Медиакультуру Д. Келлнер раскрывает на примере американских фильмов, сериалов, политических новостей, музыки и моды. Среди объектов его анализа: фильмы «Рэмбо: Первая кровь» («First Blood», 1982, режиссёр Т. Котчефф), «Тёмный рыцарь» («Dark Knight», 2008, режиссёр К. Нолан), «Полтергейст» («Poltergeist», 1982, режиссёр Т. Хупер), «Делай как надо!» («Do the Right Thing», 1989, режиссёр С. Ли), «Чудо-женщина» («Wonder Woman», 2017, режиссёр П. Дженкинс); телевизионные сериалы «Рассказ служанки» («The Handmaid’s Tale», с 2017), «Оранжевый – хит сезона» («Orange Is the New Black», 2013–2019); музыкальное творчество Мадонны, Бейонсе, Леди Гаги; репрезентация дискурса новостей в периоды выборов Б. Клинтона, Б. Обамы, Д. Трампа и другие образцы медиакультуры.
Через продукты медиакультуры создатели медиаконтента и продюсеры зачастую неосознанно транслируют определённые ценности и нормы поведения. Тем самым медиакультура отражает актуальное состояние общества: интересы, запросы, страхи, мнения индивидов. Производители медиапродукции зависят от спроса, поэтому при её создании компании вынуждены ориентироваться на свою аудиторию и на общественные тенденции. Мифы и символы медиакультуры поддаются декодированию. По мнению Д. Келлнера, необходимо фиксировать и критиковать антидемократические ценности, которые транслируются современным кинематографом как культурной индустрией. Дискриминация по признакам расы, пола, возраста, классовой принадлежности и другим характеристикам индивидов недопустима. Поэтому фиксация и критика медиаконтента, который воспроизводит антидемократические идеи, выступает важной задачей критического исследования (Kellner. 1990). В качестве такого метода анализа Келлнер предлагает использовать критическую диагностику (diagnostic critique) – диалектическое прочтение текста, анализ контекста и аудитории.
Теоретический аппарат анализа медиакультуры имеет три составляющие. Во-первых, это политическая экономия, где важную роль играют средства производства и контроль над ними. Во-вторых, текстуальный анализ, который подразумевает прочтение текстов и выявление различных смысловых импликаций. В-третьих, изучение влияния текстов на аудиторию. Применительно к последнему пункту Д. Келлнер отмечает активную роль аудитории, наделяя её относительной субъектностью. Такие теоретики франкфуртской школы, как Т. Адорно, М. Хоркхаймер и Г. Маркузе, воспринимали публику как пассивного реципиента, не способного противостоять влиянию медиа (Хоркхаймер. 1997). Альтернативной точки зрения придерживался британский социолог и культуролог-марксист С. Холл. При концептуализации метода критической диагностики Келлнер ссылался на исследования бирмингемской школы и, в частности, на концепт особенности рецепции Холла. Кроме того, Келлнер расширил понятие идеологии, предложенное итальянским философом А. Грамши, включив в категорию доминирования (гегемонии, по Грамши) не только экономические и политические факторы, но и такие характеристики, как пол, раса и другие идеологические и политические признаки. Таким образом, Келлнер соединил критический потенциал франкфуртской школы, отказавшись от признания пассивности реципиентов, с теорией кодирования/декодирования Холла, согласившись с идеей вариативности интерпретации текста.
Д. Келлнер придерживается мнения, что в современном мире индивиду необходимо быть медиаграмотным (Kellner. 2019). Важно уметь декодировать скрытые смыслы, чтобы не только свободно мыслить, но и противостоять антидемократическим ценностям ради сохранения будущего общества.