Курбас Александр Степанович
Ку́рбас Алекса́ндр Степа́нович, Александр-Зенон Степанович Курбас (укр.Олександр-Зенон Степанович Курбас; Лесь Курбас) [25.2(9.3).1887, Самбор, Австро-Венгрия, ныне Самбор, Львовская область, Украина – 3.11.1937, Сандармох, близ посёлка Медвежья гора, Карельская АССР, ныне Медвежьегорск, Республика Карелия, Россия], украинский режиссёр, актёр, театральный деятель, народный артист УССР (1925).
В 1907–1908 гг. учился в Венском университете, затем – в Львовском университете. В организованных им труппах – «Тернопольские театральные вечера» (Тернополь, 1915–1916), «Молодой театр» (Киев, 1917–1919); «Кийдрамте» («Киевский драматический театр», Белая Церковь – Умань, 1920–1921), «Березиль» (Киев, 1922–1926; Харьков, 1926–1933, с 1935 Харьковский украинский драматический театр имени Т. Г. Шевченко) – осваивал опыт европейского сценического искусства, заложил основы нового украинского театра.
В русле реформ А. Аппиа и Г. Э. Г. Крэга модернизировал сценическую среду, переосмысливая в своих спектаклях стили различных художественных течений и эпох: натурализма («Чёрная Пантера и Белый Медведь» В. К. Винниченко, 1917), символизма («Этюды» А. Олеся, 1917), импрессионизма («Ийола» Е. Жулавского, 1918), античности («Царь Эдип» Софокла, 1918), Средневековья и Просвещения («Горе лжецу» Ф. Грильпарцера в стиле комедии дель арте; «Вертеп» в стиле украинской школьной драмы; оба – 1918), экспрессионизма («Иван Гус» Т. Г. Шевченко, 1919), романтизма («Гайдамаки» Шевченко, 1920) и др.
Модернизируя формы карнавального театра и опираясь на новейшие исследования в области интуиции и психоанализа, Курбас создал собственную формулу актёра как «разумного Арлекина», т. е. способного к трагикомической буффонаде и эксцентрике интеллектуала. Воспитал плеяду украинских актёров, среди которых: А. М. Бучма, М. М. Крушельницкий, Н. М. Ужвий.
Наиболее полно режиссёрские и этические идеи Курбаса воплотились в практике театра «Березиль». Классикой сценического экспрессионизма стал спектакль «Газ» Г. Кайзера (1923). В инсценировке романа «Джимми Хиггинс» Э. Б. Синклера (пьеса Курбаса, 1923), стремясь найти адекватный сценический язык для выражения пограничных состояний человеческой психики, Курбас использовал монтажный принцип кинематографа. Лучшие спектакли режиссёр поставил в содружестве с драматургом М. Кулишом и художником В. Меллером: «Народный Малахий» (1928), «Мина Мазайло» (1929), «Маклена Граса» (1933). Курбас исследовал процессы в обществе, где недооценена человеческая индивидуальность и роль творческой личности.
В 1933 г. Курбас был снят с руководства театром «Березиль». В ГОСЕТе работал с С. М. Михоэлсом над заглавной ролью в трагедии «Король Лир» У. Шекспира (именно эта концепция неизменённой вошла позднее в спектакль С. Э. Радлова).
В конце 1933 г. арестован, сослан на Соловки. В Соловецком лагере особого назначения руководил театром Беломорско-Балтийского канала, поставил «Интервенцию» Л. И. Славина (1935). В Соловецком кремлёвском театре – «Ученик дьявола» Б. Шоу, «Аристократы» Н. Ф. Погодина (1936–1937).
Автор сценария и режиссёр фильмов «Макдональд», «Вендетта» (оба – 1924), «Арсенальцы» (1925).
Преподавал в музыкально-драматических институтах Киева (1922–1926) и Харькова (1926–1933).
Расстрелян. Реабилитирован в 1957 г.