Проскомидия
Проскоми́дия (греч. προσκομιδή – приношение), первая (подготовительная) часть православной литургии, на которой из хлеба (просфор) и вина приготавливаются Святые Дары для их пресуществления во время евхаристии; при этом поминаются все члены Церкви – живые и усопшие. Проскомидия совершается священником или архиереем в алтаре на особом столике – жертвеннике. В древности количество просфор на проскомидии варьировалось. На Руси к концу 16 в. закрепилась традиция использования 7 просфор, удерживаемая старообрядцами. После реформ патриарха Никона (с середины 17 в.) стали использовать 5 просфор, что символизирует чудесное насыщение Христом пятью хлебами 5 тыс. человек. Марка вина церковным уставом не оговаривается, но с 19 в. в Русской православной церкви сложилась традиция использовать для евхаристии вино кагор.
Во время проскомидии из главной, «агничной», просфоры с помощью копия вырезается агнец – большая частица кубической формы, которая полагается на дискосе (блюде на подножии). Только этот хлеб пресуществляется, т. е. становится Телом Христовым, и служит для причащения духовенства и мирян. Из остальных просфор извлекаются небольшие частицы треугольной формы: из второй – 1 частица «в честь и память» Богородицы, из третьей – 9 частиц в честь святых Ветхого и Нового Завета, из четвёртой – частицы о всех живущих (начиная с предстоятеля Церкви – патриарха), из пятой – о всех усопших (количество частиц не определено). Также вынимаются частицы из многочисленных «частных» просфор прихожан. Одновременно читаются поданные ими записки (или книжки-помянники) «о здравии» и «за упокой» членов Церкви (как правило, имена читает стоящий рядом со священником диакон или чтец). Частицы из этих просфор полагаются вместе с частицами, вынутыми из четвёртой и пятой богослужебных просфор. Все частицы, начиная с вынутой из второй просфоры в честь Богородицы и заканчивая частицей за всякого православного христианина, располагаются на дискосе вокруг агнца, что символизирует всю Церковь Христову, всех людей, искуплённых его кровью. В конце литургии все эти частицы опускаются в потир с Кровью и Телом Христовыми с молитвой об очищении от грехов всех поминавшихся на проскомидии христиан.
В христианском богословии проскомидия истолковывается как воспоминание искупительного подвига Иисуса Христа: молитвы, читаемые во время её совершения, действия и богослужебные предметы представляют собой прообразы его жизни.